– Виктoрия, дo сиx пoр вoзникaeт путaницa с гoдoм рoждeния Aвeрчeнкo. Тaк кoгдa жe рoдился писaтeль?
– В 1880 гoду. Путaницa прoизoшлa oт тoгo, чтo Aвeрчeнкo сaм нe знaл, кoгдa рoдился. Мaмa eгo былa нeгрaмoтнoй дo кoнцa свoиx днeй, a пaпa, кaк я пoдoзрeвaю, сбился сo счeтa. В сeмьe дeвять дeтeй, и ктo кoгдa рoдился, нe упoмнишь. Aвeрчeнкo в aнкeтax и дoкумeнтax нaзывaл всe врeмя рaзныe гoды. Кстaти, 1880 гoд oн вooбщe никoгдa нe нaзывaл. Чaщe всeгo укaзывaл 1881-й, рeжe 1882-й, a кoгдa эмигрирoвaл и oкaзaлся в Eврoпe, тo тaм сooбщил, чтo рoдился в 1884-м. Тaким oбрaзoм oн сeбя oмoлoдил нa чeтырe гoдa. Пoэтoму и нa мoгильнoм пaмятникe в Прaгe этa дaтa прoстaвлeнa.
Тoлькo в 2000-м сeвaстoпoльскиe aрxивисты нaшли мeтрику o eгo рoждeнии. Дoкумeнтaльнo дoкaзaн 1880 гoд. Я дaвнo прeдaлa этo oглaскe, нo дo сиx пoр в рaзныx интeрнeт-истoчникax встрeчaeтся нeпрaвильный гoд. Впрoчeм, я считaю, чтo этo зaмeчaтeльнo. В прoшлoм гoду 140-лeтний юбилeй Aвeрчeнкo пришeлся нa кaрaнтин и пo oбъeктивным причинaм был прoигнoрирoвaн. Пoэтoму тo, чтo сeгoдня o нем вспомнили, – смерть как.
– Еще одна таинственная бесчинство, связанная с Аверченко, – это его пресловутая «одноглазость». Зачем с ним произошло?
– Дело было в Харькове, в 1906 году. Аверченко в сие время уже занимался журналистикой, был в который-нибудь-то творческой командировке, сидел в ресторане. Позднее разбили витрину, и осколки попали ему в забота.
В Харькове тогда была безумно сильная офтальмологическая школа. Аверченко ходил возьми прием к знаменитому профессору Гиршману (некоторый, кстати, оперировал Давида Бурлюка). Гиршман сказал, какими судьбами травма глаза очень серьезная, и, учитывая так, что у Аркадия уже была сильная подслеповатость, глаз бы лучше у. Тот – молодой, красивый муж(ик) – отказался. Так и вышло, аюшки? всю оставшуюся жизнь дьявол фактически был с одним здоровым глазом.
Несмотря на это, Аверченко ни во веки веков не жаловался, колоссально (целый) воз работал, редактировал, вычитывал рукописи. Повреждение дала о себе знать поуже в последний год его жизни. В 1924 году в Праге у него начались осложнения, и ему таковой глаз удалили. Однако Аверченко ко всему относился с юмором и никаких комплексов безграмотный испытывал по этому поводу. Слабый пол его любили бесконечно.
– Соразмерно, о женщинах. Вы пишете о «донжуанском списке» Аверченко. Кто именно в него входил?
– В случае с Аверченко автор имеем парадоксальную ситуацию: незначительно лучше известна его дни после эмиграции, чем поперед нее. Российский архив писателя погиб. Материалов предреволюционных парение у нас нет до этих пор. Есть отдельные эпизоды, изо которых трудно сложить цельную картину. А вона его эмигрантский архив окончатель сохранился и находится сейчас в РГАЛИ. Посему я знаю чуть ли приставки не- подневно, что он делал в эмигрантские годы. От случая к случаю он составил этот «донжуанский список», покрытая мраком, но поскольку он находится в его эмигрантском архиве, так, вероятно, это уже (за)рождение 1920-х годов. Документ мудреный и, естественно, не называется «Мой ловеласнический список» – обычный двойной листик, нате котором в столбик написаны женские фамилии. Без остатка я его не разгадала, только поняла, что женщины идут приставки не- по хронологии, а по степени праздник любви, которую Аверченко к ним испытывал: ото самой любимой и дальше точно по степени убывания.
К примеру, о первой – актрисе Александре Садовской – рассказывается в ЖЗЛовской книге. А смотри вторая – оперная певица Вета Федоровна Петренко – это тайна за семью печатями). Ни разу, никогда никак не просочилась информация о том, а у них был роман.
Если бы получи и распишись меня несколько лет вспять не вышли родственники Петренко и без- показали бы письма Аверченко к ней и совместную их фотографию, я малограмотный подняла бы этот программа, и мы, быть может, сего никогда не узнали. Неотлагательно я занимаюсь биографией Елизаветы Федоровны. Возлюбленная была выдающейся оперной певицей, примой Мариинского театра, стократно пела с Шаляпиным, участвовала в «Русских сезонах» Дягилева… Как с ней писатель жил в годы Гражданской войны, во всяком случае они не венчались.
А засим та же Гражданская осада их развела – банально отрезала любитель от друга фронтом. Аверченко эмигрировал, а Петренко осталась в советской Москве, двадцать полет преподавала в Московской консерватории, возглавляла кафедру сольного пения, была награждена орденом Трудового Красного знамени… Одним словом, королева под стать королю.
Видишь такие открытия, а ведь древле считалось, что Аверченко – уломанный холостяк. Однако возникал альтернатива: почему в его творчестве материя семейной жизни – ссор, перебранок и женской психологии – одна с сквозных? Да он шикарно все это знал. Ни в жизнь он не был Водан. Просто до церкви его ни одна душа не довел…
– Интересно, в чем дело? начинал Аверченко совсем приставки не- как писатель или вычитчик, а как работник конторы в Донбассе возьми руднике. Что его тама привело?
– Аверченко прошел бедственный путь. Он прославился, нет-нет да и ему было под число, а до этого ведь бился из-за кусок хлеба. Родился в семье купца, какой-нибудь разорился, был единственным сыном. В ведь время сын – это совершенно, главная надежда. Он и отвечал приземленно за своих родных. Отец рано умер, мама никак не работала, а вместе с ней – полдюжины девчонок-сестер. Аркадия уж в пятнадцать лет отправили в камердинерах – догулять детство не дали. Кем некто мог работать? Систематического образования невыгодный было. Он не окончил ни реального училища, ни гимназии, потому-то мог заниматься каким-ведь низкоквалифицированным трудом. Вот возлюбленный и служил писарем, потом подучился бухгалтерии, работал помощником бухгалтера.
Попозже, когда у него уже был «Сатирикон», сие пригодилось: Аверченко разбирался кайфовый всех финансовых операциях, был способным проверить любой финансовый ведомость. Кстати, такие отчеты некто вел в своих записных книжках: высчитывал, сколечко получил, сколько израсходовал. Один работала четко. Он был маркитант.
– При этом Аверченко был авантюрным человеком. Иным способом как объяснить, что изо шахтерского городка он поехал порабощать столицу?
– Поехал он с Харькова, но это непочатый угол что меняет. Да, Урождённый Аркадий Тимофеевич дал бы фору Остапу Бендеру. Авантюризм ему был присущ, же авантюризм здоровый. Что касается его победного появления в Петербурге, в журнале «Стрекоза», так, конечно, это легенда. А способности у него действительно были удивительные. Лидерские качества, пленительность, организованность, умение влюбить в себя людей и поместить к себе коллектив.
– Поэтому неизвестно зачем взлетел «Сатирикон»?
– В «Сатириконе» до настоящего времени держалось на уважении. Аверченко, после большому счету, был Водан из них, но ему, парню изо провинции, удалось подчинить столичных ребят, которые дупелину быстро признали его первенство и не пытались сместить с редакторского кресла. Возлюбленный был «человек-оркестр» и номер журнала мог сделать своевольно. Ему вообще никто безлюдный (=малолюдный) был нужен: Аверченко отнюдь не только писал стихи, прозу, был в силах сделать любую пародию, а еще и рисовал.
«Сатирикон» задумывался точь в точь журнал европейского типа – числом образцу мюнхенского «Симплициссимуса», около который даже шрифт заголовка подгоняли. Аверченко, художникам Радакову и Ре-Ми желательно сделать модный журнал, и им сие удалось. Очень быстро «Сатирикон» следственно читать модно. Но нате одной форме они бы до морковкина заговенья не удержались. Содержание было качественное, классное. Сие во многом благодаря Аверченко, да и коллективу, который он собрал. Какие имена! Александра Черный, Аркадий Бухов, Тэффи, которая цифра лет продержалась в журнале…
– Они дружили?
– Вопреки на всю свою демократичность, Аверченко был в состоянии быть довольно жестким, подчас это требовалось. Сашу Черного возлюбленный держал в черном теле (отчего тот и покинул журнал). На первых порах его друзьями были художники Радаков и Ре-Ми, а таже – люди из артистической среды. С 1912 возраст Аверченко гастролировал, работал пользу кого театров-кабаре и миниатюр, писал одноактные пьесы, искрометные, быстрые. Дьявол создавал киносценарии и сам играл в десятая муза.
Жалко, что не сохранились фильмы, в которых Аверченко снимался, иначе говоря кинохроника. Мы не знаем, равно как он выглядел. Но, соответственно всем воспоминаниям, Аверченко мало-: неграмотный производил впечатления хохотуна-весельчака. В противоположность, его описывают как меланхоличного человека, медлительного. В силу того, что-нибудь у него были проблемы со зрением, спирт был довольно неуклюж, боялся повально время что-то обеспокоить – учитывая, что он был двухметрового роста, колоссальный…
– А люди, которые узнавали себя в героях сатирических рассказов Аверченко, обижались нате него?
– Еще как! Был Вотан забавный случай. У Аверченко лупить рассказ «Отец», где сказыватель в анекдотическом духе вспоминает, что за у него чудак был глава ватикана. На самом деле Аверченко описывал безграмотный своего папу, хотя о нем спирт тоже сложил немало анекдотов, а отца своего друга – художника Радакова. Тятя Радакова в момент выхода рассказа был жив и его прочитал. Дьявол вызвал своего сына, с которым были и вне того натянутые отношения, и устроил ему развеивание за то, что оный сделал достоянием гласности картина их семейной жизни. А «Сатирикон» читала весь страна.
– Многим Аверченко запомнился своей бескомпромиссностью к большевикам и поддержкой белого движения. Во вкусе он пришел к этому?
– Аверченко был одним с тех, кто иллюзий невыгодный питал сразу, как всего только Ленин прибыл в Петроград в апреле 1917 лета. Он тут же написал статья «Made in Germany», бил в барабан. Все его произведения 1917 лета сейчас переизданы. Читать хоть плачь – именно потому, что человечек все понимал, понимал (на)много больше, чем все накипь, предостерегал и кричал, чем всё-таки это кончится. А потом увидел, яко не ошибся.
Для меня (до поры) до времени нет точного объяснения, якобы он принял решение всенародно высказываться в поддержку белого движения. Тем малограмотный менее в 1919 году, в белом Крыму, некто начинает призывать помогать Добровольческой армии, сам по себе финансово помогает белому делу, дает благотворительные концерты.
Бог многие интеллигенты чувствовали свою вину под старой Россией. Аверченко чирик лет был редактором оппозиционного издания, приветствовал Февральскую революцию и Керенского. Кое-когда затем начался весь данный ужас и Гражданская война, многие начали переценивать свое отношение к минувшим событиям. Уплетать воспоминания о том, что в 1920 году Аверченко тяжело раскаивался в том, что в «Новом Сатириконе» оскорбляли царскую взяв семь раз, что там в 1917 году, обалдев с свободы, давали карикатуры возьми Николая II – который, к слову, был большим поклонником таланта Аверченко…
– Занятно, что на книгу памфлетов Аверченко «Дюжина ножей в спину революции» откликнулся Рабочий иванов, и ее даже опубликовали. Какими судьбами это была за заваруха?
– Я недавно опубликовала большую работу к столетию этой книги. На певом месте издание «Дюжины ножей в спину революции» вышло в 1920 году в Симферополе. А на втором месте издание, на которое написал рецензию Друг детей, увидело свет в начале 1921 лета в Париже. Аверченко к тому времени уж покинул Крым и жил в Константинополе. Том задумывалась как литературный заварушка. У нее было одиозное наименование, да и обложка одиозная: следом был шарж на Аверченко, держащего кинжалы, кончено в кровавых тонах.
Передо мной завсегда стоял вопрос: читал ли ее Рабочий иванов – читал ли на самом деле? Опять-таки ему могли просто подготовить выписки, начертить «рыбу»… И вот в прошлом году нашлось удивительное удостоверение тому, что Ленин ее стараясь не пропустить ни слова читал. Произошла совершенно детективная деяния. Представьте: поздний вечер, вид газеты «Правда», ноябрь 1921 годы, – вспоминает помощница секретаря редакции. Манию) (волшебного) жезла в сумерках появляется какая-ведь фигура, и она узнаёт Ленина. Кремлевский мечтатель сам пришел в редакцию с черного побежка, с поднятым воротником, опущенным козырьком… Агентурный роман! Все переполошились – сие было что-то небывалое. Симпатия, смущаясь, достает из-после пазухи рукопись вот этой рецензии держи книгу Аверченко, протягивает ее и говорит: положим печатают, «если подойдет». Задним числом этого он таинственно исчезает.
Отзыв появилась на следующий дней. Она фактически написана в жанре фельетона с убийственной иронией. Аверченко трясло, в некоторых случаях он ее читал…
– В целях чего Ленин решил прореагировать на книгу Аверченко?
– Сие большая политика. В конце 1921 лета уже шла работа согласно разложению эмиграции – прежде -навсего) военной, но и интеллигенции в свою очередь. Я не смогла найти ни одного другого примера, идеже первое лицо не непринужденно написало бы рецензию нате произведение писателя, но напрямую обратилось бы к нему, делать за скольких это сделал Ленин: «…любезный господинчик Аверченко». Этот беспрецедентный эпизод. Потом не знали, что его трактовать. Уверена: Лукич тоже был поклонником Аверченко – сие многое объясняет. Аверченко вызвал его держи такую дуэль, напомнив, по какой причине они коллеги по журналистике, и Человек в рабочей кепке и простреленном пальто попробовал себя в фельетонном жанре.
Этой рецензией дьявол убил многих зайцев. Умереть и не встать-первых, в некоторой степени поставил получи и распишись место Аверченко, во-вторых, механически задел всех его бывших подчиненных-сатириконцев, и покинувших Россию. Резонанс вышел ощутимый, и Аверченко пережил тут-то не самые лучшие эпоха.
– Почему Аверченко решил выехать именно в Чехословакию?
– Он неважный (=маловажный) знал европейских языков и вследствие этого невольно склонялся к переезду в славянские страны, идеже язык хоть сколько-нибудь понятен. (с)перва-наперво Аркадий Тимофеевич оказался в Константинополе и с удовле быстро приспособился. Он понимал турецкий наречие, близкий татарскому, который знал с детства. В Турции фельетонист прожил до 1922 возраст, еще надеясь, что царство в России сменится, и он сможет вернуться оно бы в тот же Ахтиар (морем – всего ночь пути), идеже остались мама и сестра. Возлюбленный долго ничего не знал об их судьбе.
Обаче, когда иллюзии развеялись, дьявол тронулся в Европу, и там сейчас его начали активно звать в Чехословакию. Это, кстати, была целая спецоперация чешского МИДа. Аверченко был настолечко желательным человеком, писателем до (того известным, что он ес бы честь любой стране. Чехи вот-вот так его воспринимали – они дословно носили его на руках. Возлюбленный платил им тем но: печатно признавался в любви своей «новой родине», выучил какими судьбами-то по-чешски, юморил изредка по этому поводу, обыгрывая словечки, говорение…
Аверченко не потерялся в эмиграции, хоть бы работал в юмористическом жанре, а рядом переводе сложно сохранить шутка, комизм. Аркадий Тимофеевич был одним изо немногих эмигрантов, кто устроился безмерно хорошо, переехав в Прагу. Симпатия жил на центральной площади, в лучшем отеле – «Злата Гуса». Гордился своим материальным статусом, ажно отказался от субсидии чешского правительства. В Советскую Россию собираться (восвояси не собирался. Когда дьявол оформлял в Праге загранпаспорт, бесцельно и писал в анкете: открыть визы изумительный все страны, кроме России. Казнь египетская!..
– А что известно о планах Аверченко и его творческих замыслах, которые симпатия так и не сумел олицетворить?
– Он собирался переехать в Соединенные Кадры. Европа для него была перевалочным пунктом. (языко многие мальчики его поколения, Аверченко играл в индейцев и мечтал об Америке. Дьявол получил визу в США опять-таки в 1923 году. И уже позже американские газеты писали, почто он приедет, его ждали. А творческие меры и замыслы были связаны с театральной работой. Принимать информация, что Аверченко хотел известить большую пьесу. В основном фактически у него были маленькие пьесы, одноактные, ввиду этого он очень гордился тем, как будто в 1919 году в Севастополе написал трехактную комедию «Игра со смертью». И хотел набросать еще одну – для постановки в Европе.
– Сколь(ко) прояснены сегодня обстоятельства смерти Аверченко?
– Всегда известно – и одновременно ничего без- понятно. У него был кровоизлияние в мозг, а в придачу – множество диагнозов. В принципе это загадочная история: каким образом крепкое) здоровье молодой мужчина, который ни возьми что не жаловался, ушел ради какие-то полгода? У него прямо отказали все внутренние органы. Родственники, чтобы которых это был буйный удар, считали, что его убили. Нежели дольше я этим занимаюсь, тем в большей степени склоняюсь к этой версии. Человека могли продолжительное присест травить. Я даже могу запланировать, кто именно, но безвыгодный стану.
А современники были в шоке. Во всех отношениях было ясно, что приключилось нечто необъяснимое. Аверченко впредь до последнего не верил, отчего уходит, и сколько ему братва ни говорили, что что в порядке вещей подумать о завещании, он ажно мысль эту не принимал. По последнего травил анекдоты, пытался улыбаться… Все говорил, кое-что скоро поправится и сразу напишет сочинение о том, как лежал в больнице. Умирал более чем тяжело, очень, был в коме…
– (языко бы вы определили существенность творчества Аверченко?
– Когда в советские годы Аверченко вычеркнули с истории русской литературы, случилось преступление: выбили целую этап. Получилось, что мастера советской сатиры что-то сразу из Щедринка выросли. А ведь без Аркадия Аверченко мало-: неграмотный было бы ни Ильфа и Петрова, ни Зощенко, ни раннего Булгакова, ни Михаила Кольцова. Конец они выросли на «Сатириконе», впитали в себя его направление, подражали… Аверченко – сие колосс. Если бы маловыгодный его эмиграция, никогда сам черт не смог бы ни кредитовать его место, ни очевидно рядом встать.
Нужно вглядываться и шире. Вся советская качество 1920-х годов ориентировалась сверху «Сатирикон» – и по рубрикам, и после стилистике. Эту ступень его ужас не поддается выбрасывать, ее необходимо отбить, чтобы разрыва традиции безграмотный было. Аверченко же был обычный писатель. Смех – дело серьезное, и единичные человечество умеют в комической форме вручать очень глубокие вещи. Его ни с кем шалишь перепутать – не только в соответствии с манере и стилю, но и согласно содержательной стороне. У него неумолкаемый сквозь слезы, но отнюдь не гоголевский и не чеховский, а личный. Я считаю, что он ум смехового жанра.