Нa выстaвкe прeдстaвлeны живoписныe и грaфичeскиe прoизвeдeния с сoбрaний Трeтьякoвки, Вoрoнeжскoгo xудoжeствeннoгo музeя им. И.Крaмскoгo и чaстныx кoллeкций. Кaкиe-тo изо ниx спeциaлистaм xoрoшo извeстны, нo eсть и сюрпризы. Спрaшивaeм у xрaнитeльниц музeя, скoлькo рaбoт Рeпинa нaсчитывaeтся в сoбрaнии Трeтьякoвки. Нo, oкaзывaeтся, нa этoт вoпрoс нe тaк лeгкo oтвeтить: смoтря, кaк считaть. Скaжeм, eсть 400 грaфичeскиx рaбoт, нo eсть и aльбoмы, с учeтoм кoтoрыx цифрa дoстигнeт oтмeтки 600. Рeпин вoстрeбoвaн, кaк гoвoрят организаторы выставки, «неутомимо ездит в регионы и за границу». Масштабная ретроспекция с прицелом на 2021– 2022 годы подготовлена в Финской национальной галерее (Художественном музее «Атенеум») в Гельсингфорс. Репин прожил в Финляндии бессчётно лет в ныне всем известном Репине подо Петербургом, а когда-то Куоккале. Последние годы жизни художника прошли в усадьбе Домашний очаг, где он и умер в 1930 году в 86-летнем возрасте и идеже похоронен. Из России Репин безлюдный (=малолюдный) выезжал, но в 1918 году непроизвольно стал жителем Финляндии.
Большая салон откроется и в Пти Пале в Париже, куда-нибудь Третьяковка вывезет крупную партию живописных и графических произведений, в томик числе и из своей постоянной экспозиции. Совершенно это время мы и сможем наслаждать камерной, хотя очень необычной «двухкомнатной» экспозицией.
Как такое «известный» Репин? Сие живописные и графические работы, хранящиеся в Третьяковке, которые маловыгодный участвовали в выставке художника сверху Крымском Валу 2019 годы, поскольку в тот момент экспонировались в регионах. «Разный» и «неизвестный» Репин – работы позднего периода творчества. Середь них пять вещей, которых отроду не было в Третьяковке. Они привезены с Воронежа и частных коллекций. Сие невероятно эффектные и яркие утварь, в частности три женских портрета.
На одном изо них изображена Евгения Нордман с японским мечом в руках – молодка брата гражданской жены Репина. Симпатия много раз бывала в Пенатах и завещала их Академии художеств в Санкт-Петербурге. Тетка была состоятельная. Ее благоверный служил в управлении Императорских театров, заведовал затем вручением медалей и других наград. Репин изобразил ее сидящей в кресле в Пенатах, идеже до нее сидели и многие кое-кто модели, например, актриса и гражданская губернатор Горького Мария Андреева, Корней Чуковский.
Фронтиспис Лидии Кузнецовой, пожалуй, самый необычный. Болезнь и плечи девушки украшены белыми и желтыми лилиями и одной черной. В правой руке симпатия держит черного ворона. Репин изобразил подругу своей дочери Татьяны, с которой симпатия училась в гимназии. Художник увидел девушку сверху карнавале в маскарадном костюме. В дальнейшем Лидия станет женой знаменитого философа Карсавина и поможет Татьяне в 1930-е годы, идеже она эмигрировала во Францию с семьей, тамо обосноваться. Третий портрет — 29-летней Беатрисы Леви, жены адвоката и художника Василия Леви, какой-никакой жил неподалеку от Куоккалы, помогал организовывать выставки Репина в Европе и пошло п его работы. «Стройная Музка в белом» — (на)столь(ко) ее назвал художник. Дьявол изобразил ее в белом убранство и украсил цветами.
Отдельно представлены графические портреты в натуральную величину, выполненные углем сверху негрунтованном, шероховатом холсте. Нате них изображены художник Валяка Серов и княгини Мария Тенишева, приобретавшая работы Репина. Сии портреты часто называют «живописью углем».
Центром выставки организаторы считают «Безверие Фомы» из частного собрания (Лихтенштейн). Продукт относится к позднему периоду эмиграции художника, при случае он был увлечен интерпретациями евангельских сюжетов. Репин посещал грекокафолический храм и даже пел в церковном хоре, находясь в эмиграции, вопреки на то, что по прошествии времени отлучения от церкви Льва Толстого заявил, точно больше ноги его через некоторое время не будет. По словам куратора выставки Татьяны Юденковой, «Безбожие Фомы» постоянно переделывалось. Репин накануне 15-20 раз счищал какой-нибудь-то образ, а потом наносил несхожий, переписывал лица.
Привлекает и пейзаж «В осажденной Москве» 1912 лета, на которой запечатлен одну минуту, когда город оставила фракция Наполеона, а русские войска в него уже не вошли. Москва нате полутора суток оказалась закачаешься власти толпы.
Во втором зале собраны этюды и эскизы, в которых представлены неодинаковые этапы работы Репина надо полотном «Иван Опасный и сын его Иван 16 ноября 1581 годы», хранящегося в Третьяковке и находящегося в процессе реставрации. Тогда и этюд «Сапожки царевича», вымученный маслом на картоне. К головы царевича позировал любезный писатель Репина Гаршин, из какого рода портрет также представлен в выставке. Художник и автор проекта первого устава Товарищества передвижников Гришуня Мясоедов, портрет которого Репин назвал «Мужская интеллект», позировал для Грозного. «Я ес бы с вашего лица один-два этюдов, по которым сейчас мог бы писать и самого царя», — сказал ему мастер. Мясоедов долго отказывался. Опять-таки, Репин, по его словам, пристал, что с ножом к горлу. Когда Мясоедов согласился, добившийся своего плакатист, стал относиться к нему, точь в точь к собственности. Все это питаться в воспоминаниях Мясоедова. Репин красил его морд(очк)а киноварью, имитируя пятна гости, заставлял подолгу сидеть вне движения в неудобных позах, злил, таким образом, подводя к состоянию Грозного. Чтобы кровавого царя он вечность не мог найти подходящего лица. Сверху выставке представлен портрет композитора Павла Бларамберга, которого Репин в свой черед хотел использовать в качестве натуры, однако убедился, что на «ролька» Грозного он отнюдь не подходит.
Эскиз «Сыноубийца» (1909) привезен изо Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского. Сие поздний вариант картины «Ванюся Грозный и сын его Иваша 16 ноября 1581 возраст», который генеральный бугор Третьяковки Зельфира Трегулова назвала уменьшенной версией знаменитого полотна 1885 возраст, находящегося на реставрации с мая 2018 лета после нападения вандала. Держи выставке представлен видеофильм, идеже показана поэтапная реставрация и осмотр — рентгенография, химический анализ, сортоизучение при помощи микроскопа.
Разбой было совершено 25 мая 2018 годы. Год понадобился на комплексное у, собрание материалов по предыдущим реставрациям. Специалисты Третьяковки оценили страшно эмоционально состояние полотна: «Эскиз была тяжело больной». Руководящий хранитель Татьяна Городкова сказала, точно у картины хроническое заболевание. Суп нападение на картину было произведено в 1913 году, когда сумасшедший иконописец Балашов нанес три удара ножом. Тут-то в реставрации принимал участие и сочинитель полотна. Теперь необходимо безграмотный только устранить повреждения, так и «вылечить» картину. Крепежи со стены исключать не стали: ждут возвращения шедевра. О сроках окончания реставрации предпочитают временно не говорить. Известно, как сейчас картина лежит передний стороной вверх, пленку с нее сняли, прорывы соединили.
Ариаднина нить реставрационных работ Андрей Голубейко рассказывает:
— Неравно бы было советское досуг, нам бы назвали дату, и занятие была бы к ней завершена. Однако теперь есть время получи то, чтобы проверить всё-таки данные и наши предположения. Карт-бланш на ошибку не следует быть. Предстоит работа соответственно удалению лака и следов реставрационного вмешательств после прошедшие годы. Затем – пропитка, рекуперация живописной части. Должны дойти материалы для реставрации, которые к нам с-за пандемии просто отнюдь не доехали. То, что панно переживала перед нападением — безграмотный совсем хроническая болезнь, а последствия реставрации 1913 годы, которая и запустила механизм получи уничтожение. Дублирование на анимальный клей, нанесенный горячим способом, предполагает усадку холста. Пастель начала сама разрушаться.
И сие не единственная причина. Был накладка климата, который усугубил накопления полотна.