В сeнтябрe нa Нeдeлe критики в рaмкax Вeнeциaнскoгo кинoфeстивaля, кудa «Oбxoдныe пути» дeлeгирoвaл Нaциoнaльный сoюз кинoкритикoв Итaлии, Eкaтeринa Сeлeнкинa пoлучилa выигрыш пaмяти итaльянскoй дoкумeнтaлистки Вaлeнтины Пeдичини. В Рoссии кaртину мaлo ктo видeл, нo oнa пoучaствoвaлa в нaциoнaльнoм кoнкурсe Мeждунaрoднoгo фeстивaля дeбютнoгo кинo в Нoвoй Гoллaндии (Сaнкт-Пeтeрбург) и былa oтмeчeнa глaвным призом жюри.
Катюля Селенкина — режиссер и пленэрист, куратор одной из программ Московского международного фестиваля экспериментального кинематограф, выпускница Московской школы нового экран. Она получила степень магистра изящных искусств в Калифорнийском институте искусств, идеже училась на факультете кинематограф и видео. «Обходные пути» сделаны в копродукции с Нидерландами. Чтение поддержали Фонд Хуберта Балса, далеко не раз оказывавщий содействие молодым российским режиссерам (посредь них были начинающие Аля Герман и Илья Хржановский), и актив «Евримаж» в кинофестивале во французском Лез Арке.
Авторы называют близкий фильм медитативным портретом окраин Москвы, каковой пронизан присутствием невидимых цифровых черных рынков. Движок наводится на тот не то — не то иной объект, и мы делать за скольких участники некой игры оказываемся в непримечательных местах. Вотан урбанистический пейзаж сменяется другим. Какое-ведь разнообразие на миг вносит Неморальный ландшафт. В основном же наш брат видим что-то заурядное, а при этом не слабее. Ant. более удивительное: мини-церковь в здании вокзала, залитую солнечным светом скромную квартиру в летах женщины, пустынный городской берег и буйство полевых цветов у коробок однотипных многоэтажек. Школьницы тусуются для задворках школы. Подростки валяют дурака в останках бетонного исполина. Команда ветеранов недавних войн исполняет у памятника песню «На веки вечные сохрани веру в нашу пристрастие». Одинокая пикетчица нужно с плакатом «Нет войне». Микросюжеты городских окраин сменяют корешок друга. Бдительные полицейские задерживают у ворот металлоискателя главного героя, заставляют скинуть штаны. При этом они целиком и полностью вежливы и самое грубое, что-нибудь себе позволяю, так сие дать команду: «Штаны снимите». Чутье подводет стражей так.
Рисунок на стене одноэтажной постройки создает иллюзию живого пейзажа, и покажется, что же мужичок собирает банки у озера, а невыгодный в унылом городском дворе. А п неоновым цветом засияет терраса, и поезд в разнообразных оттенках зеленого произведет магическое впечатление. Это тоже Москва, питающаяся отнюдь не одной только скукой городских окраин. В гук города врываются обрывки фраз, голоса, объявления о распродаже верхней одежды. В мессенджере добро переписка. Драгдилер открывает тайники, и наша сестра словно идем по его следу, изучаем зады большого города.
В картине задействованы непрофессиональные актеры, которых нашли откровенно на улице. По словам авторов, они исследует поэтику городского пространства, сцепление между насилием и различными формами сопротивления, реконструируют реальные действие. «Фильм имеет необычную нарративную структуру: наша сестра то следуем за героем, в таком случае надолго теряем его изо виду и просто наблюдаем ради городом, — рассказывает Катяша Селенкина. — Мы выбрали такую форму, с тем чтоб попытаться поразмыслить не не более о судьбе отдельного человека, же и о системах, в которых мы существуем, о невидимых связях всех вещей. Отчаянно грустно, что этот картина не увидит его талантливейший телефонистка Алексей Курбатов, мой наездник, с которым мы все делали в тесном и теплом соавторстве».
Парение десять назад на Венецианской бьеннале представляли урбанистический проект Пресбитерий Вендерса, где современный мегаполис «прочитывался» от современную архитектуру. Это также был чистой воды опыт, где очевидно, как с подачи городскую среду формируется наше рассудок. Казалось бы, такого рода проекты, т. е. дань чистому искусству, уходят в прошое. Так вот и Екатерина Селенкина пошла безупречно тем же путем.
В основном конкурсе кинофестиваля в Салониках участвовала грузинско-немецкая панорама «Что мы видим, при случае смотрим в небо?» грузинского режиссера и выпускника Берлинской академии экран и телевидения Александра Коберидзе, удостоенная специального упоминания жюри. Возлюбленная выделялась среди других картин откровенным любительским изображением. В нем мало-: неграмотный было идеальной красоты. Двуха с половиной часа зритель путешествует в один голос с героями по летнему Кутаиси, и сии прогулки раскрывают дух города. Ради Грузии это как вроде фирменное блюдо. Таких фильмов — признаний в любви к родному городу (чаще в (итоге к Тбилиси) в Грузии снимается будет. Они наследуют исканиям Стадо Иоселиани. В «Днях улиц» Левана Когуашвили «бездельники» всех мастей, точь в точь их назвал однажды Иоселиани, в свой черед целые дни проводят получи улице, занимаются самыми ничтожными делами. И всегда это в силу совершенно необъяснимых причин придает невообразимое неотразимость городу.
У Александра Коберидзе встречаются мадемуазель-фармацевт и парень-футболист. На живую руку они забудут о своих профессиях. Волею судьбы, безграмотный вняв таинственным сигналам сфетофора и водопроводной трубы, герои проснутся в новой телесной оболочке. А после встретяться в маленьком уличном кафешка, не помня о своем случайном знакомстве. Мужчина начнет завлекать прохожих, ради они подтянулись на ржавом турнике, понятно, за деньги. Все сие придумал предприимчивый владелец кофейня. Девушка будет готовить немного погодя мороженое. Микроистории самых обычных людей вплетаются в бытие старого города, улицы которого напоминают медвежий край, но от этого становятся не менее привлекательнее.