Вeрди нaписaл oпeру пo мoтивaм пьeсы Виктoрa Гюгo «Кoрoль зaбaвляeтся». Oднaкo либрeттo Фрaнчeскo Мaрия Пьявe, кaк, сoбствeннo, и пeрвoистoчник, в пoзaпрoшлoм вeкe были зaпрeщeны цeнзурoй пo причинe тoгo, чтo свoим сoдeржaниeм пoдрывaли aвтoритeт вeрxoвнoй влaсти. Чтoбы твoрeниe увидeлo свeт, кoрoля зaмeнили нa бeзымяннoгo герцога, погрязшего в разврате, а зрелище получила название «Риголетто» — за имени шута при дворе сего самого развратного герцога.
В нынешнем «Риголетто» тем, кто такой не знает классического сюжета, сперва непросто будет понять, который на сцене есть который: шут в классическом шутовском облачении и с характерным большеротым гримом пластически, но почему-то без единого слова передвигается меж гостями, а поет десятое) — крепкого сложения и в цивильном костюме смертный, сидящий на авансцене. Сверху пуантах безмолвно по авансцене ходит утонченная красуля в вечернем платье с голой задом. Уже подросшая девочка бегает. Ажитация в сознание вносит прием, кой использует режиссер, — конструкция двойников. Но непосвященный театрал (а посвященным и так все справедливо) довольно быстро разберется, кто такой кем кому приходится и будто здесь происходит.
В качестве увертюры пойдет видеоизображение девчушки планирование трех, в легком белом платьице камо-то бегущей, с неловкими движениями. В соответствии с виду вовсе не ребенок-посланник, и какая-то тревога тож даже растерянность читается в ее больших темных глазах. Стилистика изображения — фотография для домашнего архива дня рождения крошки. Залет вроде радостное, а в глазах именинницы почему-то печаль. Семейное празднество сменит уже съемка гостей в режиме онлайн, которая принято с нескольких точек. Так вторым планом сценическому действию капля по создается кино — жуткая горе уродливого и злого на язычок шута Риголетто. Но в роскошной раме. Тем не менее, кино в театре у Панкова подчинено интересам оперы.
Особую физиология и эмоциональность ей придают и киноплан постановки, и двойники. А в случае Джильды здесь вообще тройная история. Любимую доченка Риголетто сопровождают сразу двум девочки: одна лет девяти-десяти, другая — подлеток, и обе одеты маленькими клоунессами — белое с пышной юбкой пара (фрачная и острый колпачок Коломбины сверху голове. Юная Джильда — балетная (Катюша Дурасова), та, что помладше, — оперная. Все конечно, у маленькой Джильды (Елена Башлова) несть больших партий, но возлюбленная своим неокрепшим детским голоском поддержит арию своей взрослой «сестры», и сие прозвучит так трогательно, кое-что публика разразится аплодисментами, а кое-который из особо чувствительных прослезится. Приблизительно у Панкова возникает тема памяти детства. Ее ласковость отчетливее проявит всю трагедийность истории.
На титульную партию в «Стасик» приглашен оперный поэт из Грузии Николоз Лагвилава, что Риголетто поет и в других известных театрах таблица. Что вполне объяснимо: его всемогущий, с красивейшим окрасом баритон поддержан пока еще и мощной игрой артиста. Коллективно с колоратурным сопрано Лилией Гайсиной (Джильда) они составляют роскошный сценический дуэт, который справился с напрасно быстрым темпом, в первом акте заданным оркестру мастак Коробовым.
Двойные образы главных героев, воплощенные к тому но в разных жанрах, позволили Владимиру Панкову привнести не только объем постановке, да и проявить другую тему — люкс и нищета жизни лицедеев, публичной и невидимой миру. Обман чувств этого блеска эффектно поддержана и осуществлена художниками Максимом Обрезковым (оформление, костюмы) и Кириллом Плешкевичем миром с Яном Калнберзиным (видеоизображение). Их служба напоминает детский калейдоскоп, тот или другой при каждом повороте меняет и множит высокопарный узор. Узор экранный с вещественного мира (денежные знаки, кольт) и одушевленного (придворные фрейлины, маски комедии дель-арте) сопровождается выходом всех сих персонажей: они пластически разыгрывают сцены, условно повторяющие ключевые действие оперы (элегантная работа хореографа Екатерины Кисловой). Многожанровость удивительным образом к лицу премьерному «Риголетто» в постановке Владимира Панкова, чей-нибудь оперный дебют можно ценить удачным.
Особенно неоценимо — режиссер не стал заложником трендов, аюшки? сейчас рулят на постановках классики, и обошелся лишенный чего циничного стеба. Немного юмора и иронии, обходительно и уместно. Так, герцог (Володюня Дмитрук), затянув свою знаменитую арию «Средоточие красавицы склонно к измене», продолжил ее сейчас в зале, как будто мужчина распевает в караоке, любезничая с дамами, и аж целует одну, к радостному удовольствию публики. И по всем статьям своим самодовольным видом спрашивает: ротшильд он распутник или точно? А хористки в малиновых сарафанах и кокошниках, бери пару минут возникшие получи сцене, задорно подвизгивают пению герцога. Чаятельно, это единственная вольность, которую позволил себя режиссер.
— В своих прежних работах в театре я использовал стиль оперы как краску. В данное время влюбился в оперу, точнее, рок-опера влюбила меня в себя, — говорит ми режиссер уже за кулисами, рано ли отгремели аплодисменты и актеры прямиком на сцене делают фотокарточка на память. — Поработав в оперном театре, я в данный момент, мне кажется, больше понимаю в томик, что делаю в SounDramе: делать что в опере ты идешь ото музыки к действию, то в SounDramе — через действия к музыке.