В Третьяковке показали историю российского дизайна с 1917 года

Мoскoвский музeй дизaйнa пoявился в Мoсквe 10 лeт нaзaд и нaчинaлся с экспoзиции в лaрькe, a двa гoдa нaзaд музeй стaл пoстoянным рeзидeнтoм Трeтьякoвскoй гaлeрeи. Eсть чeму рaдoвaться. Дизaйн и в цeлoм дeкoрaтивнoe искусствo пoлучaют всe бoльшe зaслужeннoгo внимaния. Музeй дeкoрaтивнoгo искусствa, нaпримeр, нeскoлькo мeсяцeв нaзaд прeдстaвил стрoйную дизaйнeрскую выстaвку «Вeщь», рeшeнную в видe тoтaльнoй инсталляции, с через которой можно пройтись объединение предметной эстетике минувшего века. Редакция Третьяковки — другой по кураторскому решению и форме подачи. Сие попытка поговорить об особом пути отечественного дизайна — точнее любопытный зачин, чем полномасштабное изыскание. Выставку поделили на фошка раздела — авангард, ар-деко и сталинский ампир, послевоенный проектирование, современный дизайн. В каждом с них — характерные и нехарактерные упражнения своего времени.

Все начинается с авангарда, тот или иной приносит в постреволюционную страну с новыми идеалами свою моду. В ней бессчётно геометрии, контрастов, ритмичной структуры — фасоны и орнаменты пропитаны единовременно конструктивизма. И в то же минувшее художники обращаются к народным мотивам, перекладывая устои на передовой визуальный жало. Творцы нового времени стараются отгрохать одежду и мебель удобной и функциональной, придумывают домашние костюмы для конкретных профессий и занятий. После этого, конечно, не могло (вскочить без прозодежды Варвары Степановой, миросозерцание которой она описала в журнале «Леф» №2 следовать 1923 год: «Вся декоративная и украшающая край одежды уничтожается лозунгом: «удобство и целесообразность». Одна изо этикеток к эскизу спортивного костюма художницы рассказывает о ее идеях, тем не менее, без упоминания самого манифеста, опубликованного в знаковом журнале, редактором которого был Маяковский. В помине (заводе) нет здесь и знаменитого фото Евгении Соколовой (секретаря Осипа Брика, с которым ее связывали паче чем близкие отношения) в томище самом костюме, ну согласен ладно. Зато есть современные реплики вещей 20–30-х годов и реконструкции авангардных стульев, равным образом в духе конструктивизма. Вообще, современных реплик сверху выставке больше, чем оригиналов. Довоенная век, например, демонстрирует игрушки, воссозданные в соответствии с журнальным эскизам. Вместе с проектами и экспериментальными разработками показываются и аутентичные манатки, которые были в каждом доме, — железные кровати, бабушкины табуреты, лампы не принимая во внимание абажуров.

Кровать советского времени и современный свитшот в стиле прошлого.







Подход числом принципу популярного мема «ожидание — реальность» делает выставку контрастной. Ли) не в каждом разделе (кроме финальных — с работами современных художников и дизайнеров) театрал сталкивается с сопоставлениями. Вот, примерно (сказать), аутентичный мебельный гарнитур (тумба, зеркало, кровать etс.) в стиле советского ар-деко, принадлежавший основателю научно-исследовательского института технической эстетики Юрию Соловьеву. Большая особенность. Подобный мог находиться лишь только в квартире избранного, обычные (потомки все еще сидели держи лавках и спали на железных кроватях, укрываясь одеялами в клеточку. Да и эти всенародные предметы прошлого в наши час вдохновляют современных дизайнеров, вследствие того рядом с упомянутым одеялом показывают кофта в такую же клеточку молодого модельера. А неподалёку с цветочным платьем 40–50-х годов — его современную реплику дизайнера Марии Смирновой. Такие переклички того времени с современностью интересны, дорого и создают некоторую мешанину, тем не менее, не читая мелкий нонпарель, можно и не догадаться о кураторском решении.

Неоклассика (таким (образом называемый сталинский ампир) представлена получай примере работ Абрама Дамского. Некто, как и многие, вырос с авангарда (на выставке уписывать восстановленные по эскизам светильники Дамского изо его дипломного проекта, которым руководил Родченко), хотя со сменой политического и художественного курса ушел в «новую роскошь». Женский создавал люстры для московского подземная (трасса и министерских зданий. Величие советской империи нужно было замечать наглядно — всенародное метро, созданное точно дворец, подчеркивало мощь страны. Женственный исполнял заказы филигранно. Разом с эскизами его величественных люстр и одним «живым» примером таковой пишущий эти строки находим и простые лампы, а были в каждом доме, — минуя особого дизайна.

Эскизы Степановой — прозодежда.







Самый эрегированный период — это 60–80-е, когда-нибудь возвращаются идеи авангарда и просьба на функциональность и удобство. Соразмерно, как раз в 1961-м впервой в русском языке возникает ответ «дизайн» — оно появляется в журнале «Декоративное знание СССР» в переводной британской статье. Впредь до того дизайнеров называли оформителями, обаче, эта история на выставке мало-: неграмотный рассказывается, ну да в согласии. Зато здесь показаны коренным образом фантастические проекты, большинство с которых так и остались возьми бумаге. Например, есть шаблон системы, которую мы бы теперь назвали «умный дом». Тут. Ant. там и ноутбук, и стильные подвесные колонки в склад шаров (стереосистема), и прототип домашнего кинотеатра с оригинальным пультом, идеже яркие кнопки расположена наискось (в (видах удобства пальцев). А ведь лучший ноутбук появился в 1982-м и выглядел невыгодный так стильно, как совковый образец. Однако наверху идею неважный (=маловажный) поняли — завернули. Та но история произошла с проектом беспроводного телефона (проектирование Колотушкина и Таубе, 1980-е). Рядышком с эскизами аппарата будущего, что и сегодня смотрится очень злободневно, висит обычный настенный круговой телефон, который был у большинства. К сожалению, многие идеи — в гонке из-за дешевизной и массовостью — не были реализованы. Так были и исключения — так, соответственно проекту Валентина Кобылинского стали судить огромные самосвалы с десятками фар и кузовом, кто «наезжает» на кабину с высоты. Их делают и сейчас, в какой-нибудь месяц не в России, а в Белорусии. Все же, нередко разработки «слизывали» с зарубежных моделей, в среднем, например, «Запорожец», представленный в центре выставки, — неуклюжая видоизменение итальянского «Фиата». В финале выставки созерцатель сталкивается с примерами работ современных дизайнеров, многие с которых, увы, создаются вслед за границей. А еще с инсталляциями молодых художников Сандры Гуцати и Инны Бодровой в виде полупрозрачных фигур, висящих в пространстве. Сии арт-объекты из красный товар несколько оторваны от реальной жизни, да их все же хоть надеть на себя. (для того удивить всех вокруг, возможно, на вернисаже.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.