Тaйнa зaлa Пятисoт: пoиски спрятaннoгo прoизвeдeния Лeoнaрдo
Причинoй прeстрaнным пeрeмeнaм oбликa прoизвeдeния искусствa чaстo стaнoвится нe тoлькo врeмя, нo и экспeримeнты eгo сoздaтeля. Суще в пoискe нe тoлькo пoтрясaющиx сюжeтoв, нo и нoвaтoрскoгo тexничeскoгo рeшeния, xудoжники во всякое время экспериментировали с красками и грунтом. По всем вероятиям, самые интересные опыты ставил одаренный Леонардо да Винчи, однако они не всегда были удачными, и к тому а он частенько не заканчивал начатое, принимаясь ради новое дело. Самая известная чепэ связана с росписью зала Пятисот в знаменитом Особняк Веккьо, расположенном на площади Синьории изумительный Флоренции.
«Битва при Ангиари» стала легендой кайфовый многом из-за того, как на противоположной стене свою фреску писал несхожий мастер эпохи Возрождения – Микеланджело. После этого Буонаротти был еще молод, тогда как да Винчи – сейчас в летах. Художники разных поколений за-разному смотрели на изящные искусства: музыка, да и в житейском смысле то и знай сходились в словесных поединках: сухарь Леонардо подтрунивал над Микеланджело следовать его неопрятный вид, оный отвечал уколами в ответ.
В начале 1500-х годов обеих пригласили оформить зал Пятисот – флорентийские правители хотели покрыть славой военные подвиги предков изумительный время Пизанской войны. Леонардо предстояло скропать сюжет о битве при Ангиари 1440 лета, в ходе которой Флоренция нанесла разгром Милану.
За дуэлью мастеров следили с замиранием сердца. Леонардо решил сыграть комедию ожесточенное сражение, а Микеланджело с открытыми глазами выбрал иную сцену – купавшихся в реке воинов, которых застает неожиданно призыв к оружию. Микеланджело безграмотный закончил работу: Папа Волнистый II поручил ему строительство гробницы-мавзолея. И большой проект Леонардо остался далеко не законченным: его фреска стала взрываться еще в процессе работы.
Исследователи считают, сколько Леонардо использовал рецепт Плиния (20-е гг. до самого н.э. – 79 г. н.э.), но искаженно его истолковал или нескладно доработал. Грунт, сделанный соответственно экспериментальному составу, высыхал прерывисто, поэтому художник сначала писал восковыми красками, а постфактум перешел на масляные.
Перед нас дошли копийные зарисовки других художников, сделанные с шедевра и Винчи, среди них – Заччия, Рафаэль и Рубенс. О завершенной работе Микеланджело ты да я также можем судить исключительно по рисункам-копиям.
После более полувека Медичи решили создавать вновь зал Пятисот и пригласили Джорджо Вазари совершить новые росписи и расширить устраивание. Живописец и архитектор исполнил до сей поры. Поверх фрески Леонардо нанес свою – по-под названием «Битва при Марчиано», возлюбленная посвящена последней из Итальянских войн. Ее и настоящее можно видеть во флорентийском дворце.
В 1975 году италийский искусствовед Маурицио Серачини предположил, кое-что грандиозная фреска Леонардо вплоть до сих пор существует: без усилий Вазари, создавая свою перечень, сделал все, чтобы предо труд гениального предшественника. Галерист заметил в батальной сцене Вазари кумач с надписью «Cerca Trova» – «Ищите и обрящете», изо чего сделал предположение — Вазари построил передо фреской Леонардо новую стену, отступив ото старой пару сантиметров. Акустические исследования, проведенные в 2007 году с через геофизического радара подземного сканирования, подтвердили эту версию. Притом на месте фразы с подсказкой обнаружился пневматический зазор…
Чрез (год) долгих споров арт-сообщества того времени Серачини разрешили высверлить несколько отверстий в кирпичной кладке с росписью Вазари. По вине них с помощью микрозондов были взяты пробы с поверхности спрятанной стены. И в ней нашлись черная и бежевая крови, а также красный лак. Они соответствуют тем материалам, которыми пользовался пусть будет так Винчи, когда писал «Мону Лизу» и «Иоанна Крестителя».
Ровно уже было сказано дарование эпохи Возрождения, делал регулы по собственным рецептам, перерабатывая древние «формулы». Искусствоведы уверены, точно такими мог пользоваться один да Винчи.
Впрочем, позднее этого открытия дело будущий не продвинулось. Нельзя все же просто так снести фальшстену с фреской Вазари – сие тоже шедевр, а на сверловка дополнительных отверстий разрешения до самого сих пор не получено. Скептики утверждают, по какой причине, кроме осыпавшейся росписи, в дальнейшем ничего не найдут. Да Серачини уверен в обратном: произведение Леонардо, считавшийся утраченным, сохранился и ждет своего часа, с тем чтобы явиться миру. Быть может, когда-когда-нибудь найдут способ отпереть его, не повредив работу Вазари.