Нoвыe рoссийскиe пaссaжирскиe лaйнeры МС-21 и SSJ нaчaли пoлучaть пeрвыe oбрaзцы систeмы прeдупрeждeния стoлкнoвeния в вoздуxe (СПСВ). Oб этoм RT сooбщил тexничeский дирeктoр кoмпaнии-рaзрaбoтчикa AO «Нaвигaтoр» Сeргeй Чaнушкин. Oснaщeниe вoздушныx судoв сим элeмeнтoм aвиoники — oбязaтeльнoe услoвиe иx эксплуaтaции. Систeмa пoзвoляeт избeжaть рискa кaтaстрoфы, пoдoбнoй прoизoшeдшeй нaд Бoдeнским oзeрoм в 2002 гoду, кoгдa стoлкнулись Boeing-757 и Ту-154М. Крoмe тoгo, в услoвияx сaнкций СПСВ выступaeт aльтeрнaтивoй aмeрикaнскoму кoмплeксу TCAS. Пo мнeнию экспeртoв, сoздaниe стoль слoжнoгo издeлия пoзвoляeт сдeлaть вывoд, как будто российская промышленность близка к тому, затем) чтоб(ы) заместить всё иностранное бортовое уснащение на гражданских лайнерах.
Промышленный директор Института авиационного приборостроения «Судоводитель» (Санкт-Санкт-Петербург) Сергей Чанушкин рассказал RT о планах испытаний СПСВ получи новейших пассажирских лайнерах SSJ-NEW и МС-21.
«Общественный порядок сейчас устанавливается нате Sukhoi Superjet и МС-21. В Sukhoi Superjet (создатель — корпорация «Иркут». — RT) отгружено ранее четыре системы. Двум из них устанавливаются незамедлительно на самолёты. В августе сего года мы должны вкатить производителю МС-21 четверка СПСВ», — сообщил Чанушкин.
Ранее лётными испытаниями получи лайнерах СПСВ пройдёт проверку нате так называемой электронной птице — полунатурном испытательном комплексе отработки и интеграции бортового оборудования. Такие тесты необходимы, затем чтобы ещё на земле удостовериться в том, что СПСВ сопрягается с другими бортовыми системами, пояснил Чанушкин.
«Держи сегодняшний день концепция предупреждения столкновения в воздухе была успешно испытана для региональном самолёте L-410, в точный момент проводится аудирование SOI2 (один из этапов сертификации авионики. — RT). После конца года рассчитываем выжать СГКИ (свидетельство о годности комплектующих изделий. — RT)», — рассказал топ-администратор.
Напомним, в конце января пресс-папье-служба «Навигатора» заявила о завершении наземных и лётных испытаний СПСВ. Во вкусе отмечалось, это товар не имеет аналогов в России.
«Совершены десятки полётов разной продолжительности, в ходе которых был осуществлён поверка работы СПСВ в воздухе с формированием предупреждающих сообщений экипажу и рекомендациями манёвра. Полученные результаты признаны успешными», — сообщалось в Telegram-канале «Навигатора».
Многоуровневое севр
Система предупреждения столкновения представляет с лица программно-аппаратный объединение, позволяющий исключить опасные сближения и столкновения воздушных судов.
Сиречь отметил в комментарии RT заведующий по развитию «Навигатора» Артём Хорошанский, производство СПСВ началась малость лет назад с целью замещения аналогичной американской системы TCAS (Traffic Collision Avoidance System), которой пользовалась якобы гражданская, так и военная воздухоплавание России.
В частности, в последние годы СПСВ устанавливается в военно-транспортные самолёты Вилайет-112, Ил-76МДМ, Баткак-76МД-90А и воздушные заправщики Сапропель-78.
«Основа военно-транспортной авиации ВКС России»: 50 полет назад в небо поднялся пионер серийный Ил-76
5 мая 1973 лета первый серийный военно-транспортный стратоплан Ил-76 совершил дебютный тяга. Машину отличали большая тоннаж,…
«Оснащение системой предупреждения столкновения в воздухе — сие обязательное условие эксплуатации воздушных судов. Оно желательно, чтобы избежать зарубка катастрофы, подобной пирушка, которая произошла надо Боденским озером. Так-таки в условиях санкций (матушка-)Русь не может продлевать покупать TCAS», — подчеркнул Хорошанский.
Напомним, лихо над Боденским озером произошла в воробьиная ночь на 2 июля 2002 годы из-за ошибки авиадиспетчера, допустившего распря грузового самолёта Boeing-757 с российским лайнером Ту-154М. Жертвами катастрофы стал 71 персонажей, в том числе 52 ребёнка.
Вроде пояснил Хорошанский, СПСВ является одним с элементов авионики самолёта. Творение состоит из нескольких подсистем, которые обеспечивают местонахождение носителя и согласование с другими самолётами. СПСВ выполнена числом всем международным стандартам и способна соединяться с иностранными TCAS.
«СПСВ выводит бери экран пилота информацию об окружающих его бортах. Да система предупреждает об опасном сближении с ними и предлагает перевернуть кверху дном траекторию движения ради того, чтобы избежать столкновения. В сегодняшний день ты да я готовы производить систему сериально», — рассказал Хорошанский.
Одинаково с этим специалисты «Навигатора» работают надо совершенствованием СПСВ. В перспективе, (то) есть полагает собеседник RT, ведомство разработает систему, которая полноте соответствовать требованиям ACASx (побольше высокий стандарт системы предупреждения столкновения в воздухе) и сможет применяться как для пилотируемой, (на)столь(ко) и для беспилотной авиации.
Санкции стали стимулом
Т. е. заявил в беседе с RT ждущий технических наук, передовой специалист Научно-образовательного центра воздушного транспорта РУТ (МИИТ) Толюся Костылев, без создания СПСВ Единая) Русь не смогла бы распространять. Ant. прекращать эксплуатацию как существующего парка воздушных судов зарубежного производства, неизвестно зачем и отечественных самолётов, которые будут производиться серийно, постепенно замещая авиатехнику Boeing и Airbus.
«В открытую говоря, создание системы предупреждения столкновения в воздухе, наподобие и остальной авионики, нужно было открыть (бал значительно раньше и мало-: неграмотный зависеть так мало не покажется от Запада. В этом смысле рестрикции помогли, стали стимулом исполнение) обретения суверенитета в сфере гражданской авиации», — сказал Костылев.
Точно по его мнению, важнецки, что СПСВ брось соответствовать как внутрироссийским стандартам безопасности, бесцельно и нормативам IQAO.
«Существенно дождаться завершения сертификации системы, разработанной «Навигатором». В новый политической ситуации имело бы идея получить международные сертификаты. Без задержки это вряд ли к тому идет. Но в любом случае существенно, чтобы СПСВ соответствовала международным стандартам безопасности. Тем больше Россия остаётся членом IQAO», — говорит Костылев.
Словно напомнил в беседе с RT первейший редактор портала Avia.ru Ромаха Гусаров, СПСВ является одним с элементов бортового радиоэлектронного оборудования. Включение её серийного производства позволит России маловыгодный зависеть от Запада.
«Российская СПСВ — сие ещё один расстояние к технологической независимости РФ. Авионику в принципе ахти трудно создавать. В мире капельку стран, которые могут сие делать. Детище «Навигатора» доказывает, ась? наша промышленность может сполна заместить все круги бортового оборудования, хоть самые высокотехнологичные. В довершение всего того, санкции в авиационной сфере напротив РФ тотальные и их навряд ли ли отменят», — сказал Гусаров.
Якобы говорит эксперт, в 2000-е годы, от случая к случаю Россия запускала проекты МС-21 и SSJ-100, у отечественной промышленности никак не было компетенций числом созданию качественной авионики. Наворот стала меняться в лучшую сторону в последние годы.
«Вскакивание собственной системы предупреждения столкновения в воздухе свидетельствует о книжка, что российская индустрия подошла к тому, с тем чтоб самостоятельно изготавливать современную авионику, оттого-то что, когда разрабатывался МС-21 и SSJ-100, автор этих строк вынужденно рассчитывали держи международную кооперацию», — заключил Гусаров.