Зa чaс дo сбoрa. Aктeр Егор Пoляк (Aндрeй Бoлкoнский) лeжит нa пoлу. Рядoм вoткнутый в сцeну мужской половой орган. Пoмрeж Нaтaшa Мeньшикoвa прoбуeт микрoфoн. Всe зa кулисaми xoдят тиxo, с кaкими-тo oтрeшeнными лицaми. Eщe бы, Римaс Туминaс тoлькo сoбрaл всe нa живую, цeликoм прoгнaли двa рaзa, a eщe рaбoтaть и рaбoтaть, фильтровать и чистить. A тут нaдo пoкaзывaть свoим — этa публикa стрoжe всякиx критикoв.
Нo вoт ужe пeрвый звoнoк. Всe нa мeстax. Туминас — по мнению центру седьмого ряда, а в правую сторону/налево от него — весь заслуженные и народные. Народу набилось в залец видимо-невидимо. О «Войне и мире», кое-что готовят к 100-летию, в театре чуть и говорят. Что полотно из этого следует, что еще не решено и подписано — в один или в два вечера будут представлять, но жутко интересно, в качестве кого Туминас одолеет это эпохальное интересах русского человека, да и всей России парсуна.
35 минут войны, и никакой тебе массовки и боевых действий. Мелк никуда не бежит, отнюдь не стреляет, не убивает. Водан как перст на незначительный сцене артист — в данном случае Юра Цокуров в роли Николая Ростова. Вотан со штыковой винтовкой и шинелями. Зрительный этюд на тему маленького человека в котле немаленький войны и беды. Потом речуга — страшный по своей сути и беспредельно актуальный для сегодняшнего дня: геройство, любовь к родине, братоубийство и смятение души около виде чужой смерти…
Вторая картина — все бегут из Москвы, через французов, которые входят в столицу. Хомут Ростовых со всем скарбом покидает дача. Весь скарб — пианино, покрытое платками и шинелями. Жена Ростова — Ирина Купченко (экий же у нее все-таки упоительный глубокий и красивый голос) нервозно убеждает Соню (Маша Волкова, никак не узнать эту легкую актрису) сло письмо Николаю. К ним присоединятся кое-кто члены дома Ростовых, и шаболда сцена у пианино, когда по сей день, вступая по очереди, запоют, напомнит молитву. Забирает душу, (за)стонать хочется. Слышу, как из-за спиной шмыгают носами.
И последняя разговор — монолог умирающего Андрея рядком штыковой винтовки, воткнутой в сцену. И мучительный вальс Наташи над усопшим. Экий-то болезненный смех Пьера Безухова, вернувшегося изо плена, и его монолог. Сошел с ума?
А Москву подожжет Перонская — ее играет Мика Максакова. И смешно, и страшно доносилось эхо эту растрепанную женщину, полную куража и отчаяния, — нести ущерб. Ant. находить-то нечего, не бросать же Москву французам. Жжет Люля Васильевна!
Крики «браво!», аплодируют… Впоследствии столь сильного по эмоциям фрагмента официальная рацион хоть и приятная, но к тому идет уже чем-то никак не самым важным в жизни театра — и Вахтанговского, и во всех отношениях всякого. Да, потрясающие актив дирекции — полностью отремонтированный и модернизированный сцена, 16 выпущенных за путина премьер — правда, худрук лишь только четыре признает удачными. Чум Вахтангова во Владикавказе — мощнейший историчный проект — движется к завершению.
— Двум камеры, установленные по его фасаду, позволяют в режиме онлайн прослеживать ход работ, — говорит Кируся Крок. — Весной откроем, и заводитель театра вернется в свой близкий дом, где будет Таламус его имени.
Дочь великого вахтанговца, Михаила Ульянова, передала его кабинетик, личные вещи театру, и сегодня они будут выставлены получай бельэтаже, можно посмотреть. Три других великих вахтанговца — Лановой, Этуш, Яковлев — встанут в бронзе вблизи Симоновской сцены. Проект памятника утвержден комиссией города.
Поздравляют летних юбиляров — Нонну Гришаеву, Владимира Вдовиченкова и Олега Лопухова. А равным образом Людмилу Максакову, которая 60 полет преданно и честно служит Вахтанговскому. В общем, усиживать чем и кем гордиться, из-за кого радоваться, а за кого теря. Трех в минувшем сезоне потеряли, а они просто так хотели дожить до 100-летия — Сюта Лановой, Нина Нехлопоченко, Фаустас Латенас.
Сказуемое берет Римас. Говорит неторопко, с паузами…
— Интересно то, ровно было, а что будет — грузно сказать. Естественно, репертуар, спектакли… Да где найти радость? Нам во всех отношениях надо вернуть смысл театра. Период набирать и собирать разбитые зеркала веры и вести к чему-то другому. Охота диалога, а не показа достижений в экранах.
В зале тот особа, который должен почувствовать, подобно как он нужен жизни. И безвыгодный только как публика, минуя которой театр невозможен.
Римас настроен отрицательно. Все-таки 100 полет, самое время разбираться с собственными проколами.
Семья. Его нет. В дом приходят, идут, предлагают содействие. А наши мастера очень заняты, и нужно любить их занятость. Столетие — короче ажиотаж. Посыплются награды и звания: отдельные люди справедливо, а некоторые — нет. Все равно куда их девать? Складывать? В отдельных случаях я после операции жил в темноте, в темной комнате, идеже была только одна синяя вертекс, означающая, что там убор, а потом вернулся в Москву, так при свете увидел спектакли, которые ми пришлось снять. Свет показал ми, что это нехорошо, возбраняется, а что-то хорошо.
Единица. Может быть, эти спектакли могли бы плестись еще, но все они замешаны нате какой-то ярости. Исступленность эта почему-то направлена сверху человека, который сидит в зале и думает: «И яко жить тяжело, а меня в этом месте еще и не любят». А я говорю ему: «Ты красив, твоя милость нужен. Ты от Бога пришел семо и здесь Бога найдешь». Чего происходит? Почему мы человека потеряли? Отсутствует глубинной любви, а без нее грешно.
«Война и мир» — тут, (как) будто в «Пристани», соединяются старые и молодняк артисты. Будет несколько составов, я хотел бы всех сим спектаклем обнять. Бородино, Одноглазый, проигрыш там. А сколько погибло людей в Москве, идеже были грабежи, насилие. Чу, что схитрили, отдав Москву. А как же, схитрили, но какой ценой? Я в спектакле сконцентрируемся на семьях — одной и дальнейший. На любви, разлуке, потерях, и расскажем о самом несчастливом герое в русской литературе — князе Андрее.
Девяностолетие. Что будет 13 ноября, в годовщина? Ничего. День тишины. Нониди памяти. Притушен свет. Открыта мульда сцены и оттуда будут слышны голоса ушедших, точь в точь на поврежденной временем пленке. Голоса с того мира. Театр хорэ открыт весь день.
Вона все говорят: нужна летопись. Крутая история, которую кто такой-то круто рассказал, и пока что все живем круто. А нам нужна санитарка, чтобы она нам рассказывала сказки, с которых утром можно воскреснуть счастливыми.
На такой философской ноте в глубокой тишине закончил особый спич Римас Туминас. Один после этого огласил словник предстоящих премьер. После «Войны и мира» нас ждут «В джазе в какие-нибудь полгода девушки» (реж. Алексей Франдетти, точно по мюзиклу Джула Стайна и Питера Стоуна). Порнограф Светлана Землякова начнет работу надо спектаклем по российской прозе ХХ века. А Сергуша Яшин с Людмилой Максаковой приготовит «Уроки музыки» ровно по пьесе Терренса МакНелли.
Если разобраться к юбилею театр выпустит кинодокументальный спектакль «С художника спросится!» о Леопольде Сулержицком — учителе и духовном наставнике Вахтангова (реж. Ася Князева). Ёля Котихина выпустит «Осеннюю сонату» И.Бергмана. В главных ролях — Инуля Купченко и Анна Дубровская. Допустим а победитель «Чеховской лаборатории», прошедшей в рамках «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры», Айдар Заббаров получит преимущество постановки в Вахтанговском.
Вдовиченков, Максакова, Маковецкий: аппарат сбора труппы в Вахтанговском театре