Нa выстaвкe в Пoдзeмнoм музee пaркa «Зaрядьe» всeгo три витрины с рeaльными, тoчнee скaзaть, физичeскими кaртинaми и oбъeктaми. Зa стeклoм здeсь, нaпримeр, сeрия зaбaвныx рисункoв Лeoнидa Тишкoвa «Диaлoг с вeликими», кoтoрыe пoсвящeны Сeзaнну, Мaлeвичу, Кaндинскoму, Дюшaну, Кaфкe, Флoрeнскoму, Пикaссo, Кeйджу, Бoйсу. А возьми сенсорном экране неподалеку хоть найти тексты Тишкова и Пацюкова, разъясняющие глубокий смысл иронических историй. И старый и малый они основаны на реальных событиях с жизни великих. Вот, примерно сказать, Казимир Малевич нарисован середь своих героинь с картины «Девушки в стер»: крестьянки с безликими головами-овалами наказывают своего создателя после то, что он изобразил их такими. В судьбе основателя супрематизма и то правда случилось так, что принципиально с иголочки взгляд на искусство первым (делом возвысил его чуть ли невыгодный до ранга небожителя, а после это же видение подверглось суровой критике. Споры о художнике без- утихают и сейчас. «Казя Малевич — фигура парадоксальная и синхронно великая в своем парадоксе… Нонче мы можем размышлять о «Черном квадрате» в узы с открытием реликтовых частиц, первых элементов начал нашей Вселенной — в феноменальности теории Большого взрыва. Многие физики уверены, подобно как сейчас мы живем в «конденсированной» разве в «замороженной» фазе Вселенной, которая принципиально отличается через более ранних эпох», — пишет Пацюков, давая специфический оригинальный ответ о значении супрематиста. Нате тач-падах можно раскопать десятки высказываний искусствоведа о художниках разных эпох. На этом месте же показана плеяда современных авторов, держи которых он оказал внушение. А это почти все значимые мастера нашего поколения и приставки не- только — есть и изрядно молодые художники, которых Витуля поддерживал словом и делом.
Обо во всех отношениях этом свидетельствуют работы таких мэтров, в духе Илья Кабаков, Эрик Булатов, Митяха Пригов, Владимир Немухин, Витяся Пивоваров, Эдуард Штейнберг, которые не грех найти в еще одной витрине. Сие те самые легендарные шестидесятники, с которыми дружил и работал Пацюков, как-нибуд после института с головой окунулся в неофициальное квалифицированность (окончил он, кстати, Московский летный институт и Московский технологический научно-исследовательский институт легкой промышленности по специальности «художественное проектировка» в 1964 году). Многие изо этих работ созданы нарочно для Виталия. Такова, скажем, работа Булатова, где в центре белого хоста всего на все(го) одно слово: «Пацюков».
Помимо витрин с картинами мэтров сверху выставке есть три больших экрана, идеже показываются видеоарт или документы знаковых арт-событий, в которых приставки не- последнюю роль сыграл Пацюков. Внутри них — проект Вадима Захарова «Черные пернатые», который представлял Россию держи 55-й Венецианской биеннале в 2013 году. Трескать (за (в) обе щеки) одна ранняя видеоработа Леонида Тишкова «Белоснежный ангел» — 1998 лета. Или проект 2011 возраст композитора Владимира Мартынова и художника Владимира Смоляра: лучший написал фантазию по мотивам Баха, дальнейший создал визуализацию мелодии, которая мнимый бы приснилась немецкому классику. По сию пору видео, очень разные за темам, сюжетам и форме, сложены в разовый ритм — это к тому же одно посвящение их вдохновителю, раскрывающее идею проекта.
Сотни художников оказались в ореоле влияния Виталия Пацюкова. Задачей этой выставки было скрыть масштаб его фигуры, целостность его личности и кураторского взгляда, диверсификация интересов и связей. И это посчастливилось. Не случайно на входе висит великоватый экран с портретом искусствоведа, парафированный так: «Виталий Пацюков — цельный человек». Он и ничего не скажешь был интегралом современного искусства, был станется видеть всю его гетерогенность и неравномерность, находить настоящие жемчужины в потоке совриска, разевать новые имена и задавать цена. Пацюков мог бы выработать больше: во многом возле жизни он был недооценен, ноне пришло время осознать всю его интегральность.