Сaмo пoнятиe «тeaтрoкрaтия» пoявилoсь в нaчaлe XX вeкa блaгoдaря рeжиссeру и тeoрeтику тeaтрa Никoлaю Eврeинoву. Oнo oзнaчaeт всeпрoникaющую влaсть тeaтрa, тoржeствo тeaтрaльнoй услoвнoсти в устрoйствe жизни, свoйствeннoe XVIII вeку. В экспoзиции прeдстaвлeны предметы изо 27 российских музеев. Отруби из них создана придворными декораторами Екатерины II. После этого и либретто опер, написанных императрицей, предметы бутафории, театральные механизмы из коллекции Петра Айду и хоть костюм князя Григория Потемкина, изложенный в середине XIX века Мариинскому театру. Паноптикум состоит из нескольких разделов, названия которым придумал п и сценограф Алексей Трегубов: «Опера (как) будто политика», «Опера как удовольствие», «Опера словно иллюзия», «Опера как воспитание», «Опера вроде дом», «Опера как страсть», «Опера ровно смерть».
Императрица предстает (как) будто театральная деятельница и автор шести опер, середи которых «Федул с детьми», «Храбрый и бесстрашный витязь Ахридеич», «Горебогатырь Косметович» (необычное авторское сочинение). Ее комическая опера в пяти действиях «Новгородский святогор Боеславич» поставлена впервые в 1786 году в Эрмитажном театре в Санкт-Петербурге. Музыку написал Евстафий Фомин. Первостатейный герой — пятнадцатилетний богатырь Васюха Боеславич, побивший горожан в кулачном бою. Посадники пожаловались сверху него матери, вдовствующей княгине Великого Новгорода. Заканчивается весь век подготовкой свадебного пира молодого князя. В одноактной опере «Федул с детьми» Катёна II рассказывает об овдовевшем крестьянине, получи и распишись попечении которого пятнадцать детей. Затем чтобы управиться с ними да уже вести большое хозяйство, возлюбленный намерен жениться, но выводок его отговаривают. Однако Федул упрям и нужно на своем. Детям приемлемо не остается, как подкумарен будущую мачеху поклонами и плясками.
Прогулку по части выставке завершит оперный VR-лицедейство в постановке Михаила Патласова. Из-за музыкальную составляющую отвечал кантор Филипп Чижевский и его квартет Questa Musica. Солисты Большого театра исполнили фрагменты русских и итальянских опер XVIII века в аутентичной манере. Кое-что-то прозвучало у нас впервой. Спектакль основан на исторических документах, письмах и дневниках эпохи Екатерины II, а адаптировал их драматург Люся Кухаренко. Ингеборга Дапкунайте сыграла отнюдь не Екатерину II, а актрису, которой предстоит претворить в жизнь роль царственной особы.
Заканчивая обследование выставки, попадаешь в зал, идеже можно увидеть (прежде в (итоге увидеть, а не услышать) камерную оперу «Китаянки» Кристофа Виллибальда Глюка, чьи произведения звучали близ дворе Екатерины II. Теперь «Китаянки» поставлены театром «Трикстер» в жанре кукольной оперы, которая стала симбиозом барочного театра и отголосков современного киношка об инопланетных существах и искусственном разуме, в том числе «Аватар». Музыкальным руководителем проекта стал Петряша Айду, который привлек музыкантов «Персимфанса», певческий ансамбль «Интрада». Кажется, ровно увиденное имеет весьма отдаленное известие к тому, что заявлено авторами спектакля: юные девушки, принадлежащие к китайской знати, разыгрывают сцены вот время чаепития. Сюжет т. е. таковой не имеет значения. Салонные повадки XVIII века внедрены в футуристическую среду. Возьми сцене марионетки, созданные согласно образу и подобию монстров с голливудских блокбастеров. На них надевают шлемы с разноцветными проводами. Передвигаются сии статичные существа благодаря два бесстрастным кукловодам, на лицах которых неважный (=маловажный) отражается ничего. Облачены актеры в панцеобразные костюмы и напоминают гигантских жуков. Бери смену монстрам приходит ласковый театр теней с куртуазным сюжетом. С годами на занавесе появляется отображение с поющими актерами. Жанры меняются, нет-нет нет никакой логической знакомства между картинками, но по сию пору это выглядит весьма причудливо в контексте выставки, само поход которой — настоящее путешествие, приятная гулянье через заповедник, где вам встречают прямо на тропинках утки и селезни.