Xoтя спeктaкль и нaзывaeтся «Пётр I», глaвным гeрoeм в нём являeтся, скoрee, цaрeвич Aлeксeй. Этoт тиxoня-святoшa, кaк нaзывaeт eгo oтeц, в вeликoлeпнoм испoлнeнии Стaнислaвa Сoшникoвa пoлучился жaлким и нeрeшитeльным, нo в oтличиe oт влaстнoгo пaпaши, чeлoвeчным. Aлeксeй сoвeршeннo искрeннe xoчeт избегать в мoнaстырь, спрaвeдливo ссылaясь нате свою непригодность к управлению огромной державой.
Сие по-чеховски маленький млекопит, который, как младенец аль умалишённый, закрывается с головой одеялом и пытается обнаружиться под столом от Румянцева (Шура Наумов), посланного с письмом с Петра, или начинает ходить по комнате, когда, проснувшись в Неаполе, камо бежал от деспотичного родителя, видит раньше собой Долгорукого (Сергей Тезов).
Иному захочется главному герою выразить сочувствие — иному безжалостно над ним поизмываться, но едва ли кто именно-то усомнится, что ков царевича — это просто обман и искусно сплетённая паутина интриг, в которую по мнению воле рока попался удрученный сын, никогда не знавший отцовской любви.
Петру а (Андрей Чубченко) в каждом слове сына мерещится уловка, ложь и коварство. Сильный, державный правитель, он хотел бы владеть достойного преемника, однако отличный наследник никак не хорошо на эту роль. Алексейка любит ходить по церквам, новому Петербургу предпочитает патриархальную Москву, русское белья) — европейскому.
Политическая драма неделимо связанна с семейной. Дело приставки не- только в том, что цесаревич — сторонник допетровских традиций и стань некто царевичем, повернул бы реформы отца назад, вновь сделал бы столицей белокаменную, заколотив оконце в Европу, которое с таким рвением прорубал Петрянка.
Кто виноват в том, яко Алексей таким вырос, сколько его взгляды — полная враждебность отцовским? Не сам ли Петруха? Знал ли сын отцовскую страсть? Даже материнскую Пётр у него отнял (царевичу в тот момент было лишь 8 лет), заточив законную супругу Евдокию Лопухину в обитель, чтобы жениться на красавице, «незнамо какого происхождения» Екатерине I (Наталья Калинина).
Уместно, что позволено Петру — запретно угоду кому) Алексея. Одно из обвинений, которое предъявляют царевичу — конкубинат с беглой крепостной девкой Ефросиньей (Лёнля Плешкова). У этой героини безвыгодный последняя роль в постановке. Раскаленно-рыжую красавицу, верную царевичу, в Неаполе запугивают посланники русского самодержца: поможет заставить вернуться царевича отцу — получит и приданное и законного мужа, помещицей горазд, а потакать возлюбленному будет и продлевать скрываться с ним — на каторгу пойдёт. В любовной сцене Ефросинья предательски шантажирует мягкого и податливого Алексея, упрашивая его ради пока пока еще не родившегося Ванечки вернуться сверху Родину и сочетаться браком — тогда отец обещал простить беглецов…
Впереди каждым героем спектакля целесообразно выбор: попытаться ли еще раз снискать отцовскую любовь иначе говоря без оглядки бежать изо России от деспотичной карающей рычаги Петра — простить ли сына река нарушить клятву? Помочь ли Алексею али защищать интересы правителя, кто сильнее? Выбор неизбежно возникает и прежде зрителем — кто из героев прости и можно ли оправдать лютый поступок Петра?
«Только большой правитель может удержать Россию, а его возможности не безграничны. И неотлагательно, как нам кажется, наступает экой момент, когда каждый задумывающийся человек стоит перед выбором — река устраниться, как это неоднократно бывало, или в меру своих сил без- дать стране снова съехать в хаос и разруху. Так было и нет слов времена царя Петра, в такой мере есть и сегодня, поэтому Рома Дмитрия Мережковского “Антихрист. Петяня и Алексей”, над сценическим воплощением которого автор этих строк все увлечённо работали, до самого сих пор не утратил своей актуальности и силы», — говорит постановщик-постановщик Владимир Драгунов.
И без этого (того) фрагментов романа Мережковского «Антихрист. Петюха и Алексей», создатели спектакля вот и все использовали пьесу Горенштейна «Детоубийца». Трагичная медляк Альфреда Шнитке, которая красиво в постановке, подчёркивает предопределённый трагизм политической и семейной драмы. А громоздкие деревянные декорации, напоминающие бригантина в разрезе (художник-постановщик Машута Утробина), с первого действия показывают, кто именно командует парадом
Если проводить параллель «Петра I” Малого театра с одноимённой постановкой Юрия Грымова, появившейся к тому же в прошлом году в театре «Модерн», овчинка выделки стоит отметить, что последняя больше динамичная, остросюжетная и яркая. Вова Драгунов больше сосредоточился для психологическом аспекте трагедии: во (избежание него главное — воссоздать историческую предметность, а не поражать зрителя внешними эффектами. Сущность, что у зрителя есть сортировка.