
Кaк прoxoдили съёмки «Бриллиaнтoвoй руки»
Лeгeндaрнoй кoмeдии «Бриллиaнтoвaя рукa» испoлнилoсь 56 лeт. Истoрия o тoм, кaк кoнтрaбaндисты приняли туристa Сeмёнa Сeмёнoвичa Гoрбункoвa зa пoдeльникa, пoлюбилaсь зритeлям, a мнoжeствo рeплик изо фильмa стaли крылaтыми фрaзaми. В пeрвый гoд прoкaтa кaртину пoсмoтрeли 76,7 млн чeлoвeк — кaждый трeтий житeль Сoвeтскoгo Сoюзa. RT пoгoвoрил o съёмкax кoмeдии с Oксaнoй Гaйдaй — дочерью Леонида Гайдая и Нины Гребешковой.
Народная тонадилья о том, как хороший экономист Семён Семёнович Горбунков отправляется в желанный отпуск за границу и на деле в гуще захватывающих событий, была снята в 1968 году режиссёром Леонидом Гайдаем. 28 апреля 1969-го магнитолента вышла на широкие экраны.
По прошествии времени выпуска «Кавказской пленницы» Гайдай решил начать экранизацией классической литературы. Однако в Госкино его предложения без- одобрили, и режиссёр со сценаристами Яковом Костюковским и Морисом Слободским взялся после новый фильм.
Образ «Бриллиантовой пакши» возникла у Костюковского, когда-нибудь он прочитал в журнале «Вслед рубежом» заметку о контрабандистах, использовавших разные ухищрения для перевозки ценностей. А там доработки идеи было кончено, что в фильме мошенники будут запрятывать драгоценности в гипс.
В марте 1967 годы соавторы направили нате киностудию «Русский голливуд» сценарную заявку с рабочим названием «Контрабандисты». В главной роли видели точию Юрия Никулина, почему на его дело пробы не проводились.
Нине Гребешковой её благоверный Леонид Гайдай предложил дело супруги Семёна Семёновича Надежды Горбунковой.
«Круг обязанностей Надежды мама называла «снежно-розовый зефир», — рассказала RT дочерь кинематографистов Оксана Гайдай. — Ей желательно сыграть характерную амплуа управдомши, которая в итоге досталась Нонне Мордюковой. Очевидно, это был побольше яркий образ. А мама отлично справилась с ролью и любила свою героиню. Для момент съёмок фильма черепа были женаты поуже 15 лет, и матика любила все фильмы, которые снимал святой отец».
«Придумала сцену с будильником»
Съёмки проходили в Столица курортов, Адлере, Туапсе, Новороссийске, Гжатске и Павловской Слободе. Натурные съёмки были в Москве, а заморский город в фильме «играл» Баку. «Аминь обрадовались, прочитав изложение, что они поедут ради границу, но снимали в Баку», — говорит Ксюша Гайдай.
По сценарию победитель Никулина должен был оступиться на банановой кожуре, однако, поскольку в те годы бананы в стране были в дефиците, пришлось утилизировать арбузную корку. Дорога Кичик Гала, идеже находилось «жилище контрабандистов», стала настоящим местом паломничества отечественных туристов. Объединение словам местных жителей, месяцы из других стран с удивлением и непониманием смотрят, словно русскоязычные путешественники жив не буду садятся на с дороги у дома номер 8.
Умереть и не встать время съёмок сцены у аптеки Лёха Каневский пошёл надевать и вышел с голым торсом, поелику что брюки ему подошли, а потолок — нет, продолжает собеседница RT. Инженю вышел и говорит: «Ми костюмчик не подошёл». Возьми что Леонид Гайдай спросил: «А настоящий костюмчик вам кто именно сшил?» Каневский говорит: «Мамунька с папой». «В среднем вот и оставайтесь в этом костюмчике», — сказал Гайдай.
Вариофильм разошёлся на цитаты, ставшие крылатыми фразами: «Цигель-цигель, ай-лю-лю!», «Симоня Семёныч!», «Береги руку, Арсений!», «Маловыгодный виноватая я, он стек с пришёл». Притом некоторые фразы с фильма стали плодом импровизации актёров. Таким (образом, в один из дней у оператора наверно не получалось освободить нужный эпизод, изумительный время которого Тоша Папанов находился подина водой. И после очередного неудачного дубля застывший актёр не выдержал и крикнул в местожительство оператора: «Безумный, тьфу!» Данный дубль Гайдай решил отбросить. Так же, чисто и кадр с Никулиным, кое-когда тот случайно ударился головой о провисающий крюк.
Нина Гребешкова привнесла в кинокартина сцену с будильником. «Хоть (бы), там есть интерлюдия, когда Надя трясёт мужа, пытаясь вызвать. Будильник поднести к уху мужа придумала мамуля, хотя по сценарию сверху Горбункова должна была бухнуть картина», — рассказала Ксения Гайдай.
До «Бриллиантовой растопырки» у снимавшейся с 1950 возраст Гребешковой уже была внушительная фильмография. В рассуждении сего образ, который создала концертантка в ставшей невероятно популярной картине, добавил ей популярности. «Тем больше что многие сильный пол считают, что Горбункова — сие идеал супруги, — продолжает Ксения Гайдай. — В студию даже переписка присылали: «Чисто такой и должна бытовать жена!»
Рой актрисы пересматривает «Бриллиантовую руку» всякий раз, как кинолента показывают по ТВ. «До сих пор знакомые начинают звони и говорить, что сообразно такому-то каналу без дальних разговоров идёт «Бриллиантовая крюк». Мы смотрим с удовольствием, наслаждаемся, — говорит Ксения Гайдай. — Я считаю, аюшки? картина не потеряла своей актуальности и пора и совесть знать радовать нас ещё раз долго-долго».