«Рома, вставай, Горбачева арестовали!»

— Рoмa, встaвaй, в стрaнe пeрeвoрoт, Гoрбaчeвa aрeстoвaли!

— Пшeл твоя милость (цeнзурa) в (цeнзурa) с пoмoщью (цeнзурa), я сплю!

— Включи тeлeвизoр, тaм бaлeт «Лeбeдинoe oзeрo» пo кругу пoкaзывaют!

Тогда дo мeня дoшлo, чтo этo нe рoзыгрыш и дeлo рeaльнo пaxнeт кeрoсинoм…

Eдинoглaснo рeшили прeрвaть гaстрoли и срoчнo лeтeть в Мoскву — нa бaррикaды! Нo рeвoлюциoнный пoрыв упeрся в пoлнoe oтсутствиe билeтoв нa сaмoлeт. Eдинствeнный транспорт, сверху который нам удалось засесть, был страшно медленный состав (со всеми остановками), йес к тому же места оставались всего лишь в душном и пахучем плацкарте. В итоге, (сих мы дотащились на нем прежде Москвы… все успешно закончилось, наши победили. ГКЧП был повержен, и наиграть на баррикадах у Белого в домашних условиях нам так и не посчастливилось, в отличие от рокеров.

В ведь время мне искренне казалось, сколько музыканты тоже приложили руку, гитару и стопка к разрушению Империи Зла и финальному торжеству Демократии. В школе нас учили, подобно как песни протеста бывают в какие-нибудь полгода в капиталистических странах, где собственным горбом нажитый народ изнывает под гнетом буржуев-кровопийц и прочих пиночетов с сомосами.

Же где-то в середине 80-х я впервой услышал нечто аналогичное, записанное сверху русском языке советскими музыкантами. В тот же миг я даже названий этих групп без- вспомню, да и не знал их (ну-ка не было тогда «Шазама», а для переписанных по сотому разу кассетах арена-лист никто не размещал, все конечно). И эти безымянные парни пели такую махровую антисоветчину, сколько приходилось делать потише: (нежданно- кто услышит и настучит? Добро бы их тексты и были кончено-таки иносказательными, наполненными эвфемизмами и метафорами, трендец было ясно. Прямо сиречь в старом анекдоте про мужика получи и распишись Красной площади с чистым листом бумаги — его спрашивают: с каких же щей на плакате ничего маловыгодный написано? А он в ответ: «А что-что писать-то? И так во всем все понятно!»

В перестройку идеологические церберы немного разжали челюсти, и музыканты стали посмелее. Положим и за тунеядство уже маловыгодный сажали, так что итак можно (и модно!) самовыражаться сравнительно с чем режима на полную катушку. Отечественные «песни протеста» когда-когда были похожи на рифмованные передовицы с газет. На те громкие статьи, кое-что вскрывали пороки советской системы (же осторожненько так), бичевали взяточников и бюрократов и тому подобное остаток коммунистического правления.

Апофеоз этой тематики я наблюдал получи Первом Воронежском рок-фестивале в 1987 году (идеже я выступал в качестве гостя). На поверку у каждой группы непременно в репертуаре были этакие остросоциальные агитки, семема которых сводился к нескольким тезисам: в магазинах на гумне — ни снопа колбасы, у меня драные штаны, на новые трусы денег налицо денег не состоит, потому что нами правят бюрократы. Шиши одобрительно орал, услышав такие откровенные строки, выжимать все соки перестроечную тематику оказалось беда выгодно, ага… Верно, с точки зрения музыки сие было ужасно. Зато — ух ни дать ни взять смело-то!

Ну и попозже уже вся страна пела согласно-настоящему хорошие песни будто «Шар цвета хаки», «Поезд в огне», «Скованные одной цепью» и, натурально же, «Перемен». Хотя своевольно Цой и остальные участники группы «Кино» не раз и не два в интервью говорили, что никакого связи к перестройке и прочим протестам каста песня не имеет, же кто их слушал…

А ужотко «социалочка» поперла уже изо уст самых что ни получи и распишись есть попсовых эстрадных исполнителей. Пипл а хавает! — значит, надо наградить народу песни, услышав которые люди будет одобрительно кивать, прищелкивать языком и говорить: «Ишь, равно как смело-то! Ух, правду-матку режут!»

Опьяненный воздухом долгожданной свободы народные массы даже газмановский «Эскадрон» воспринимал (языко какой-то революционный марсельеза, призывающий к бесчинствам! Даже в песне группы «Дюна» насчет страну Лимонию слышался обличающий рвачей-кооператоров и нуворишей острый подтекст! А уж какой остросоциальной выглядела «Комбинация» со своими страданиями точно по двум кусочЕкам колбаски, у-у-у… Словно аршин проглотил — жиза! Про самого великого конъюнктурщика эстрады, плодотворно перекрасившегося из романтика с Чистых прудов в Певца России, Которую Я Потеряли, и говорить нечего. Монетизация вины раньше расстрелянной царской семьей и жертвами сталинских репрессий была доведена Игорем Тальковым задолго. Ant. с абсолюта…

А потом — всё. (языко отрезало. Видимо, народ устал ушки на рифмованные газетные статьи со сцены, наелся. Песни протеста делать за скольких-то резко пропали со сцены для долгие годы. Все-таки основная и изначальная теорема музыки — нести людям ликование и хорошие эмоции, а испортить себя настроение можно и по старинке: чтением и просмотром новостей (обильно, криминальная хроника в стране появилась, расцвела и цветет пышным цветом раньше сих пор).

* * *  

Но сиречь война является продолжением политики, беспричинно и музыка — отражением настроений в обществе. В последние годы я все на свете чаще слышу новые песни протеста (ох, безвыгодный нравится мне этот факториал, но другого пока далеко не придумали). История не повторяется — повторяются истории.

И смотри тридцать лет спустя впоследствии ГКЧП меня не покидает стойкое впечатление дежавю. Только вот рефлекс стала более ползучая, перевороты невыгодный устраивает, а тихой сапой пытается вбить нас в светлое прошлое. И музыканты (тетенька, кто думает не исключительно о деньгах, — да! такие пожирать!) снова начали писать песни получай остросоциальные и политические темы. Не более чем пишут в разы откровеннее, нежели сочиняли тридцать-сорок парение назад. Больше никаких иносказаний и двойных смыслов: полно четко, по делу и матерно. Современные панки и рэперы уж не те «твари дрожащие», которыми были их отец с матерью, а очень даже «право имеют». И песен сих становится все больше и пре: как бы ни пытались их стать костью в горле и выпилить из Интернета всякие роскомпозорные органы.

Настоящее поколение гораздо более легко внутри и не столь подвержено официальной телепропаганде (на (кой вообще нужен телевизор, рано ли есть Интернет?).

И знаете, ми снова, как в 80-е, видимое дело, что музыка способна внушать на умы людей. А вода камень точит. Словно ростки свободного мышления пробьются с семян, которые обильно сеют злые и резкие тексты, положенные в грязные гитары или в ходу хип-хоп-бит.

А вона современная попса, к моему облегчению, безграмотный лезет на территорию песен свободы и маловыгодный марает своими липкими лапами идеи протеста. Неравно она, эта попса, до этого часа и трепыхалась во времена давнопройти свободы, натяжно поигрывая в либеральность, то теперь окончательно скурвилась, продавшись с потрохами главенство имущей стае. И слава Богу: стразы, блестки и розовые кружева — вона это ваше, посконное. Истинно и люди за эти годы научились распознавать фальшь и откровенную конъюнктуру, приблизительно что хайпожоры не пройдут!

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.