Суворовское чистилище: почему церковь отказывалась канонизировать полководца

«Слушaли: прeдлoжeниe Святeйшeгo Пaтриaрxa Мoскoвскoгo и всeя Руси Кириллa вoзoбнoвить прoцeсс пoдгoтoвки к вoзмoжнoй кaнoнизaции вeликoгo рoссийскoгo пoлкoвoдцa Aлeксaндрa Вaсильeвичa Сувoрoвa. Пoстaнoвили: пeрeдaть вoпрoс o вoзмoжнoй кaнoнизaции Aлeксaндрa Вaсильeвичa Сувoрoвa в Синoдaльную кoмиссию пo кaнoнизaции святыx».

Скупыe кaзeнныe стрoки журнaлa Свящeннoгo Синoдa нe пeрeдaют всeй вaжнoсти и исключитeльнoсти мoмeнтa. Нeoбычнoсть ситуaции oтмeчaeт и зaмeститeль упрaвляющeгo дeлaми Мoскoвскoй Пaтриaрxии eпискoп Зeлeнoгрaдский Сaввa (Тутунoв).

Пo слoвaм eпискoпa, oбычнo вoпрoсы кaнoнизaции пeрeдaются нa рaссмoтрeниe синoдaльнoй кoмиссии бeз вынeсeния нa Синoд, в рaбoчeм пoрядкe. Eщe oднa экстрaoрдинaрнoсть — личнoe учaстиe пaтриaрxa. «Святeйший Пaтриaрx вoвсe нe всeгдa являeтся инициирующeй стoрoнoй в тaкиx вoпрoсax», — пишeт eпискoп в свoeм тeлeгрaм-кaнaлe.

В oбщeм, всe, кaзaлoсь бы, нaмeкaeт нa тo, чтo кaнoнизaция нe зa гoрaми, точно вопрос это, ровно по сути, уже определённый. Нимб Суворову Александру Васильевичу! Всё же есть и сигналы малоутешительные чтобы сторонников причисления генералиссимуса к лику святых.

Оный же епископ Савёл подчеркивает, что впереди у канонизационной комиссии — большая, кропотливая деловая, продолжительность и исход которой словно в воду глядел невозможно. Причем кода комиссии — это опять не финал истории. Конец — решение Архиерейского собора, у которого, в принципе, может оказываться и другое мнение получи и распишись этот счет.

Основным а критерием канонизации, напоминает Ава, помимо добродетельной жизни и народного почитания кандидата, является факт. Ant. отсутствие чудотворений. Исключения, особливый порядок, возможны только что в отношении мучеников, свидетельствующих о Христе своей кровью.

«Одной с проблем в области канонизации является мифологизация, когда-нибудь героизация достойного человека подменяет из себя прославление во святых, — отмечает равно как Савва, и отмечает очевидно не случайно. — Сие один из рисков, какой-нибудь делает особенно важной тщательную фиксацию и проверку подлинности чудотворений… Тем не менее подлинные чудеса — сие уже не рассуждения людей о человеке, а Божие показание (свидетельское) о нем. С надеждой, знамо, что фиксируемые надо же — не из серии «У Вам случаи были? Из чего следует будут».

Намеки немало тонкие, но никак не почувствовать их не суметь. Чувствуется осторожное, если бы не сказать скептическое, благодушие епископа к теме канонизации Суворова.

А сие — мнение члена комиссии по части канонизации протоиерея Кирилла Каледы (беседа РИА Новости): «Сашуха Васильевич был серьёзно верующим, православным человеком… Хором с тем, вопрос о его почитании что святого и вопрос о томик, имеется ли достаточное показание (свидетельское) о том, что отец небесный ему даровал благодатную допустимость оказывать чудотворную вспоможение в ответ на молитвы к нему, остается открытым… Известно, имеются какие-ведь факты, случаи, иным часом приписывается, что объединение обращению к Александру Васильевичу какие-так события происходили – сие все надо аспидски детально исследовать, переваривать и сопоставлять».

Тоже, скажете нет?, не слишком обнадеживающее сутра. А если углубиться в историю вопроса, так надежда на скорое и бесконфликтное отгадка пропадает вовсе. Наглядное удостоверение тому, что тема возникает перед церковью без- в первый раз, — тетуня же материалы последнего заседания Синода, примирительно которым речь добро о «возобновлении процесса подготовки к возможной канонизации».

Точной информации о томишко, когда и при каких обстоятельствах слушание прервался в прошлый нечасто, нет. Но кого хочешь спроси, что неудачных попыток канонизовать Александра Васильевича было беда сколько. За последние 20 парение можно насчитать плохо-плохо десяток инициатив такого рода, исходивших с общественных, политических, военных деятелей и/иначе говоря организаций.

Не молозиво и то, по который причине церковь давала просителям ото ворот поворот. Чисто что говорил соответственно этому поводу стародавний глава комиссии соответственно канонизации митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (опрос размещено на официальном сайте Московской патриархии): «Не мешает сразу заметить, точно выдающиеся военные отличия сами по себя не могут (посту основанием для прославления в лике святых. Подле неизменном признании исторических заслуг Суворова на правах великого полководца по (по грибы) истекшее с его кончины времена в Русской Православной Церкви отнюдь не наблюдалось почитания его ни дать ни взять подвижника православного благочестия.

Почитаемые Православной Церковью святые воины прославлены возможно ли как мученики, сиречь как страстотерпцы, иль как подвижники веры, а безграмотный на основании их воинских заслуг. Личная а религиозность Суворова приставки не- может являться примером выдающегося церковного благочестия, а известное специфичность его поведения не приходится рассматривать как помешанность во Христе».

Сторонники канонизации Суворова не раз ссылаются на метафора флотоводца Федора Ушакова, современника Суворова, причисленного к лику святых к тому же в начале 2000-х годов: первым (делом, в 2001 году, адмирал стал местночтимым святым Саранской и Мордовской епархии, а в 2004-м — общецерковным. Для первый взгляд, гармония действительно нарушена. Ни дать ни взять же так, «мореходный Суворов», как время от времени называют Ушакова, канонизирован, а сухопутный, «прямой», «Суворов №1», недостает?

Однако в церковных решения о канонизации Ушакова его военные победы упоминаются, в сущности, попутно. Да и тут база для церкви мало-: неграмотный количество потопленных вражеских кораблей и взятых крепостей. Ядро — другое. Ушаков «приставки не- только не потерпел ни одного поражения в морских баталиях с превосходящими силами неприятеля, же не потерял возле этом ни единого корабля и ни Водан из его служителей в полон вражеский взят неважный (=маловажный) был, — говорится в «акт о канонизации», подписанном в 2001 году архиепископом Саранским и Мордовским Варсонофием. — Лесной его христианского духа проявилась невыгодный только славными победами в боях после Отечество, но и в великом милосердии, которому изумлялся даже если побежденный им враг».

А определяющим фактором явился наружность жизни: «Он был на самом деле печальником народных нужд… Во всех отношениях он благотворил нежели только мог, и человек(и) сторицею платил ему ответной любовью… Адмирал Феодор Ушаков безграмотный был женат, всего ((и) делов себя без остатка посвятил служению Отечеству и ближним, и даром что не принимал монашеских обетов, только дух его был что и говорить монашеский, потому Господи и упокоил его в стенах бодхисатва обители».

По обоим сим пунктам Александрович Васильевич с коллеги, надо признать, имеет принципиальное значение отстает. Вот, хоть, как описывает самый, предоставь, авторитетный биограф генералиссимуса, славянский военный историк Сашуха Петрушевский, отношение помещика Суворова к своим крепостным: «Подле недостатке своих невест и дороговизне чужих, делался кой-когда вывод девиц с одних вотчин в отдельные люди, на довольно далекие расстояния. Ради ундольских парней Суворов приказывает раскупить 4 девицы в новгородских деревнях и назначает через себя подмоги задолго. Ant. с 200 рублей. «Лица неважный (=маловажный) разбирать, лишь бы здоровы были. Девиц заниматься в Ундол на крестьянских подводах, минуя нарядов, одних вслед за другими, как возят кур, же очень сохранно». Кой-когда за невест для того дворовых людей Суворов платил и подороже, так как с них требования были другие, чем от простых крестьянок».

Телесных наказаний Суворов также, мягко говоря, малограмотный чурался: секли в его имениях конец часто. Ничего особенного в таком поведении, вестимо, не было. На правах отмечает Петрушевский, получи фоне остальных помещиков генералиссимус был вновь относительно мягок и милосерден. Так и какой-то особенной святости узнать не удается.

Куда как больше отличали Суворова через других его знаменитые чудачества. Только тут можно радикально можно согласиться с митрополитом Ювеналием — экстравагантность полководца действительно «нет возможности рассматривать как чудаковатость во Христе».

Во что пишет об этом Алексаня Петрушевский (его титанический фундаментальный труд, в первый раз опубликованный в 1884 году, хоть головой об стену бейся обвинить в политической конъюнктурности): «Вдоль мере того, не хуже кого положение и знаменитость его возрастали, спирт стеснял себя до сего времени меньше, и выходки его переходили временами из обыкновенных невинных чудачеств в грязь и непристойность. Так, возлюбленный часто появлялся в окне как бубны, т.е. в своем излюбленном домашнем летнем костюме, в котором вроде лет назад принимал приход Платона Зубова…

В Праге… Вотан из местных вельмож давал пир; была приготовлена пышнотелая встреча генералиссимусу, все лестница уставлена с высоты до низу растениями и с верху же предварительно низу протягивались объединение ней две гобелен нарядных дам. Выйдя изо кареты и подойдя к лестнице, Суворов есть «такую непристойность, которая заставила дам отломиться» (вероятно, высморкался после-солдатски), а Прошка подал ему не долго думая полотенце обтереть цыпки…

Начались танцы; Суворов ходил и смотрел сверху танцующих; когда а заиграли вальс, и испарения понеслись одна ради другой, он подхватил своего адъютанта и уходи с ним вальсировать приставки не- в такт, в противоположную сторону, бесперечь сталкиваясь с танцующими». Неужто и т.д. и т.п.

В общем, веселый массы был Александр Васильевич, любопытный и неординарный, но к христианским подвигам его странности, начальственно говоря, отношения отнюдь не имели. В какой мере к ним не грех отнести его военную функция — вопрос более наворотный.

Полководческие таланты Суворова — безусловно бесспорный, признававшийся в томище числе большинством иностранных военачальников пирушка эпохи. Воевал Шуруня Васильевич действительно безвыгодный числом, а умением. Так сказать, что генералиссимус вс жалел солдат, своих и чужих, — следовательно сильно погрешить насупротив истины. Сам спирт жалость совсем маловыгодный жаловал. Известное его словоизлияние: «Бей врага, отнюдь не щадя ни его, ни себя самого, побеждает оный, кто меньше себя жалеет».

А смотри что писал Суворов о результатах своего последнего, Швейцарского похода (не кто иной за него симпатия получил звание генералиссимуса): «Несчастие следовало вслед за несчастием… Супротивник нападал на нас и денно и ночью и спереди и с тылу; в мокрую холодную погоду наша сестра должны были вздыматься на крутые третий полюс и хребты, покрытые снегом; ровно по узким или болотистым тропинкам… В бесчисленных кровопролитных сражениях были ты да я победителями, но потеряли видимо-нев людей и даже принуждены были резервировать своих раненых, объединение совершенному недостатку средств к перевозке их».

На справки: из 21-тысячной армии, выступившей в экспедиция, спустились с Альп приближенно 14 тысяч. Ущерб убитыми, замерзшими, разбившимися в пропастях, взятыми в неволя в бою составили вблизи 5 тысяч. Около 1300 жизнь не мила раненых и больных русских воинов были оставлены Суворовым получи милость преследовавших его французов.

Сносно необычного здесь, еще раз-таки, нет. À la guerre, comme à la guerre. Побед безо потерь не случается. Но найти признаки святости и тут. Ant. там никак не из чего следует. А тем паче — в обстоятельствах подавления Пугачевского бунта, Ногайского восстания 1783 возраст и Польского восстания 1794 лета: участие Суворова в сих кампаниях — отдельная и, чт, еще менее вписывающаяся в жития святых летопись… В общем, будем перерывать.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.