Тайну художника-мистификатора Игоря Майорова до сих пор не разгадали

Игoрь Мaйoрoв рoдился в Лeнингрaдe чeрeз гoд пoслe oкoнчaния вoйны. Нeсмoтря нa тo чтo сeмья нe имeлa oтнoшeния к искусству, oн рaнo нaчaл рисoвaть. «Игoрь был пoцeлoвaн Бoгoм», — прoстo oбъяснил фeнoмeн тaлaнтa Мaйoрoвa eгo родственный друг и учeник, xудoжник Рoбeрт Гaбитoв. Нo положение угoтoвилa Мaйoрoву трудную судьбу, пoлную фaтaльныx сoвпaдeний и пoвoрoтoв.

С пeрвoгo клaссa шкoлы Игoрь нaчaл зaнимaться в рaйoннoм Дoмe пиoнeрoв — прeпoдaвaтeли прoчили мaльчику кaрьeру успeшнoгo xудoжникa. В 10 лeт oн зaвoeвaл Грaн-около нa прeстижнoм кoнкурсe дeтскиx рисункoв, прoxoдившeм в 1957 гoду в Индии в рaмкax фeстивaля мoлoдeжи и студeнтoв, и был зaчислeн в знaмeнитую Цeнтрaльную xудoжeствeнную шкoлу имeни Иoгaнсoнa быть Aкaдeмии xудoжeств. Тудa принимaли тoлькo oдaрeнныx дeтeй, у пeдaгoгoв нe былo сомнений, чисто Майоров именно такой. Дальше юный художник с легкостью поступил в Художественное школа имени Серова (ныне бурса носит имя Николая Рериха). Одним изо его педагогов была Маруся Тиме, племянница поэта Ксана Блока, которую называли наследницей русского модернизма. Симпатия разглядела талант Майорова и бездна занималась с ним — интерес к акварели у него как однова от нее. Однако в Водан миг судьба Игоря перевернулась — изо перспективного художника он превратился в преступника. Притом не по собственной глупости иначе говоря воле.

— Их было три брата — Гога, Сергей и Василий, все талантливые ребята, — рассказывает Неувядаемая слава Габитов. — И вот в один из дней Сергей стащил портрет Ленина и пририсовал ему чапаевские усы, кадрилки выколол. Поглумился, в общем. К тому а оказалось, что автор портрета — стоит именитый художник. А в 1964-м Хрущева сняли, (как) будто раз пошел зажим. Возбудили демарш — за хулиганство, порчу имущества, присваивание. «Если Сереженьку посадят, я безграмотный переживу, а ты выкрутишься», — сказала Игорю матонька, и он взял вину в себя. И сел — дали три возраст.

Игорю тогда было 17. Некто попал в исправительную колонию в поселке Металлострой, идеже тогда и по сей сутки располагается множество предприятий соответственно обработке металла. При тюрьме находилась скрипторий по чеканке. Здесь-в таком случае и нашлось применение таланту художника. В колонии Игоша подружился с художником-самоучкой Владимиром Артемьевым, оный уже неплохо владел мастерством чеканки и многому научил Майорова. По времени Артемьев сыграет в судьбе Майорова важную предназначение.

Конечно, тюрьма надломила его. К тому но невеста Татьяна Калакуцкая безвыгодный стала его ждать, выскочила замуж. Спирт вышел другим человеком, только у него появился новый сноровка — мастерство чеканки, — и сим он стал зарабатывать следом освобождения.

Майоровский «Зверев».







Высоцкий, Тарковский, Зверев — три поворотные встречи

— Поздно ли Игорь вышел, семья уравновешенно встретила его, — рассказывает Габитов. — Может быть, с-за чувства вины, которое они испытывали объединение отношению к нему. Игорь обиделся, начал лошадь) и даже рассказывал, что Сергий иногда не пускал его на хазу или брал с него бабульки. Поэтому однажды, когда матуличка уехала на дачу, Готя взял ее деньги и махнул в Москву. Пропадал лунный (серп. Потом матери он, действительно, все вернул. Но странствие та стала поворотной.

В Москве Майоров познакомился с Владимиром Высоцким, Андреем Тарковским, Маргаритой Тереховой и Олегом Далем. Недели три возлюбленный ходил по творческим тусовкам. И правила его изменилось. Особенно дьявол проникся к Тарковскому — затем пересмотрел все его фильмы и впитал в себя философию гениального режиссера. Наибольшее звучание на него произвел «Андря Рублев». И, как и Тарковский, Майоров с особым трепетом относился к эпохе Возрождения, его любимым художником был Боттичелли. Володяша Высоцкий тоже оставил нашенский след в душе художника. Невыгодный раз изображал его в чеканках и писал его портреты. Однако потом деньги кончились, и Майоров вернулся в Санкт-Петербург. Но отношения с новыми знакомыми сохранил — и задним числом не раз встречался с Тарковским и Высоцким.

Еле позже, уже в Петербурге, случилась всё ещё одна судьбоносная встреча. В Северную столицу приехал Толя Зверев и поселился у друга Майорова Владимира Артемьева. Понятное дело, они познакомились. И Майоров в который раз взялся за кисть. Произошел который-нибудь-то щелчок. После тюрьмы Готя стал востребованным чеканщиком, возлюбленный с ювелирной точностью мог реализовать огромное панно за ноченька. Однажды выполнил заказ про ВДНХ — 24-метровое сузани, посвященное революции, — после считаные недели. Но словно-то мешало ему составлять. После встречи со Зверевым — начал.

Майоров — ваятель академического образования — делал акварели нате понятном художественном языке, хотя в них чувствовались самобытность и самодеятельный стиль. Надлом, нерв времени, перст божий. Впрочем, вскоре в его судьбе случился пока один поворот — возлюбленный снова попал в тюрьму.

Волос в волос Валентины Терешковой.







Роковой чайник и Валюха Терешкова

Игорь поддерживал взаимоотношения со своей бывшей невестой Татьяной и пусть даже стал крестным ее дочери. А у праздник была тетя в селе Колчаново, несравнимо они вместе ездили передыхать и помогать по хозяйству. Еленка Алексеевна, которую все называли Лелей, была одинока и любила допускать гостей. «Мы без памяти обрадовались за Лелю, временами увидели у нее мужчину в возрасте, который-нибудь представился дядей Лукой. Некоторое хронос жили они тихо, флегматично, правда, поговаривали по селу относительно Луку всякое…» — писал Горя в письме Валентине Терешковой, идеже рассказал все обстоятельства, изо-за которых вновь попал в тюрьму.

Раз Игорь приехал в гости к тетке сверх Тани. К тому моменту Леля еще разошлась с Лукой, потому в чем дело? тихая жизнь постепенно превратилась в светопреставление. Оказалось, что у ее сожителя пятью судимостей, за ним установлен управленческий надзор, что, однако, безвыгодный мешало ему прикладываться к бутылке и определять скандалы и пугать сельчан. Со временем того как они разошлись, Лукаха стал являться к Леле и высасывать деньги на водку. И что-то, получив отказ, забрал ее свидетельство. В свой очередной приезд Гуся решил помочь бабушке, и они заодно отправились в общежитие к Луке. Оный был пьян, разговор маловыгодный получился — завязалась пыль столбом. Лука укусил Майорова, а оный схватил первое, что подвернулось лещадь руку, — чайник — и ударил. Чрез несколько недель выяснилось, что такое? Лука Григорьев скончался. Неважный (=маловажный) сразу, а через некоторое эпоха после потасовки.

— Оказалось, который сестра Григорьева замужем вслед за каким-то прокурором, беспричинно что дело вели казенно, она хотела мести. В итоге посадили и Игоря, и Лелю. Ему дали 8 планирование, ей 3, — рассказывает Габитов. — Получи и распишись самом деле неизвестно, будто случилось с Лукой. Может, спирт подрался с кем-то всё ещё после. Но на суде сентенция вынесли по статье «преднамеренное тираноубий». Написали, что говорят Леля держала Луку из-за руки, а Игорь бил. Правда все было не неведомо зачем… Уже в тюрьме Игорька написал письмо, где изложил весь события, и я отправился с ним к Валентине Владимировне Терешковой. Я дневавший и ночевавший военный, и мне повезло настоять встречи. А у нее в коллекции сделано была одна из чеканок Игоря. В общем, возлюбленная помогла — дело отправили бери доследование.

Портрет Сергея Дягилева.







В итоге бабушку отпустили скоро, а Игорю изменили статью — возьми «непреднамеренное убийство». Дьявол отсидел год и семь месяцев. И вышел.

Промеж (себя) двумя отсидками в его жизни произошла а ещё одна сложная история. Гуля женился на Людмиле Тройниковой. Немного погодя нескольких лет брака спутница жизни ушла от него к близкому другу Майорова — художнику Юрию Бишганову. Невзирая на это, все трое сохранили дружеские связи. Людмила жила гражданским браком с Юрием 7–8 парение, а потом он оставил ее. «Хотя дружба между Игорем и Юрой сохранилась, уж на что молодец есть у вас он, конечно, ревновал», — рассказывает Неувядаемая слава.

* * *

Сложная судьба, естественно, отразилась в творчестве. В его стихах и рисунке. «Свет (белый) Игоря Майорова — круг экспрессивного одиночества. Одиночества в всем — в портретах, в уличных сценах, в пьяном угаре», — написала о художнике галерист Марина Дашкова. Он, во вкусе его знакомец Зверев, писал сложное легкой рукой. Людей с трудной судьбой, дни улиц, «мрачные глубины» жизни. А только стоит его группа «Ночные бабочки» то есть (т. е.) «Лики и гримасы Петербурга». Однако, Майоров часто обращался к классикам, вел с ними коммуникация, как любой глубокий штукарь. О его портрете Бетховена, какой-нибудь попал в коллекцию Мстислава Ростроповича, мировой музыкант и композитор написал: «Всеми фибрами души убежден, что майоровский Бетховен — Вотан из лучших в иконографии Бетховена. Явное ощущеньице демоническо-врубелевской стихии. Мастерский портрет».

Нечто демоническое было и в самом Майорове. Рыжеволосый синеглазый бородач в очках отличался спокойным нравом, хотя внутри жила страсть к перевоплощениям. Симпатия любил экспериментировать — мерить на себя стили других художников — Шагала, Кандинского, Тышлера, Бакста, Зверева. Цивилизация у него было академическое, благодаря) (этого каждый раз приходилось «расшибать руку», перестраиваться. И сия сложная задача подогревала внимание. Впрочем, вариации Майорова продавались как бы подлинники названных выше художников. А для него дело было без- только в деньгах. Ему желательно большего, чем заказные чеканки, в среднем он самовыражался. Сложно дать имя это преступлением.

Ростропович, Бетховен и Габитов.







— В 1980-х я познакомился с Юрием Тарановым и показал ему работы Зверева и Майорова беспорядочно. Все они были подписаны Я. И он выбрал Майорова и уехал с ними из-за границу. Акварели разлетелись по образу горячие пирожки. Потом я рассказал Таранову, что-что это все Майоров. И оный сказал: а Игорь может высидеть еще? Мы встретились. Таранов говорит: «Даю тебе сто рублей после одну работу, сделай 30 мрамор», а Майоров отвечает: «Ну-кась трешку за каждую, напишу тебе тысячу листов». А написал в итоге три тысячи. Чисто такой он был персона, увлеченный, — рассказывает его питомка Роберт. — Многое Таранов продал вслед за границей, но однажды его поймали с одной изо «зверевских» работ, только ничего предъявить не могли. А что-то предъявить: копия современного художника. Минута было бурное — переустройство…

Игорь Майоров скончался 31 госпожа 1991 года в возрасте 44 парение. В тот момент, когда страну ломало надвое, сломался и он. Сгорел. Для его столе в аскетичной квартире лежала есть за что подержаться пачка купюр. Деньги спирт никогда не считал. Получил — и шелковичное) дерево же прогулял. Причину смерти приблизительно и не установили. Майоров написал тысячи мистификаций в стиле других художников, многие изо них до сих пор гуляют сообразно рынку как невыявленные подделки. Некоторые опознаны и описаны искусствоведами в духе мастерские вариации. Наследие художника составляет двор о двор 15 тысяч графических листов. Работы Майора находятся в коллекциях многих известных людей, начиная семьи Горбачева, Ельцина, аж Жака Ширака и Пола Маккартни.

После сих пор феномен художника неважный (=маловажный) до конца понят и осмыслен арт-сообществом. Же, может, в этом-то и питаться вся прелесть творчества Майора — в созданном им мифе с демоническо-врубелевским оттенком?..

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.