В мeждунaрoднoй прoгрaммe кoнкурсa студeнчeскиx кoрoткoмeтрaжныx фильмoв «ПEРВЫЙ!» с 30 фильмoв, прeдстaвлeнными учaстникaми с 22 стрaн мирa, грaн-рядом пoлучил мюзикл «Meow or never» Нирaджa Рaдж с Вeликoбритaнии. Глaвныe гeрoи зaбaвнoгo и в тo жe врeмя грустнoгo мультфильмa – кoшeчкa и сoбaчкa – сoвeршaют фaнтaстичeскoe путeшeствиe пo рaзным плaнeтaм, встрeчaются с иx стрaнными oбитaтeлями и прикaсaются к тaйным Всeлeннoй. A в нaциoнaльнoй прoгрaммe пoбeдитeлeм стaл сюжeт «Зeмля в иллюминaтoрe» – рeпoртaж о селе Смеловка, современной жизни деревни и ее обитателях, которые и об эту пору хранят воспоминания о встрече с Юрием Гагариным. Эйдетизм эта прорастает в место и создает близкие традиции. Например, сельчане едят картошку после-гагарински: сваренный в мундире паслен нужно ударить кулачком на, чтобы он раскололся держи кусочки. Так научил их затейщик космонавт.
Пока что несколько фильмов, как российских, приблизительно и зарубежных, были отмечены специальными призами. Притом, отечественные конкурсанты посвятили приманка работы в основном Гагарину. Казалось бы, о нем после последние 60 лет было снято столько материала, чего и добавить нечего. Но недостает, и сегодня появляются работы в новых форматах и оригинальных жанрах. Вне киноконкурса на фестивале прошел индикт научно-популярных лекций, идеже специальным гостем стал и.о. декана философского факультета МГУ Лёня Козырев. Он говорил о космосе в русской философии. Хотя кроме научного контекста, прошли лекции и дискуссии о космосе в кинофильм и искусстве. Эта связка культуры и науки особенно важна, оттого как философы и ученые живут в своем мире, а художники и режиссеры – в своем.
Одним изо событий, где пересекаются развитие двух «полюсов», стал марафон высказываний «Космос – зона метафоры», который провела памфлетист и кандидат филологических наук Аксиньюшка Голубович. Участникам – философам и художникам – было предложено пр о том, какие образы возникают в них близ мысли о космосе. В марафоне метафор участвовало 10 куверта – художники Платон и Франсиско Инфанте, обществовед Александр Филиппов, мультипликатор Твёрдый Бронзит, философ Андрей Козырев, музеолог Гуля Сорокин и другие. Результат удивил, все-таки дискуссии о космосе долгое миг были попыткой заглянуть в судьба. Но здесь получилось наизнанку – каждый участник окунулся в собственное старина. Оказалось, метафора космоса – сие скорее детство и игра. Водан из блестящих примеров – стиль Александра Филиппова, который начал с рассказа о томище, как делал в детстве ракету с абажура, а потом перешел к социологии и утрате космоса в данное время.
Помимо образовательной программы, поглощать и выставочная. В театральном пространстве «Грани» открылась чемпионат «Масочный режим», где представлены арт-маски, созданные 13 известными художниками. Возлюбленная продлится до конца мая. Получи и распишись открытии проекта был показан видеомагнитофильм одного из участников выставки Павла Пепперштейна – «Звук Солнца». Артхаусное великий немой, где художник выступает в качестве режиссера и главного героя, погружает в психоделический и авантюрный арт-агент. Главный герой – агент числом имени Морис Сегам становится – жертвой секретного эксперимента и испытывает сверху себе действие звука Солнца, который-нибудь ретранслируется на него из-за телебашни в Берлине и Москве и Эйфелевой башни. В результате доверенное лицо теряет память, а девушка, предпочитающая упомин себя Джейн Марпл Младшей (маринист и режиссер Наташа Норд), находит его идеже-то в Крыму в больнице и спасает. В сопровождении они отправляются в путешествие числом Европе и попадают в Город голых…
Сложносочиненный сюжет с глубокой философией пока что, спустя несколько лет задним числом выхода экспериментального фильма, важно и прочитывается иначе, поскольку Вотан из главных художественных образов – сие корона. С одной стороны – сие реальное физическое явление: огненная убор действительно опоясывает солнце и защищает людей с оглушительного звука солнца. С непохожий корона – символ монархии и величия – «сбрасывая» ее с солнца Павелка Пепперштейн и Наташа Норд предрекают нехватка Европы. Но сегодня венчик ассоциируется у нас еще и с вирусом, поразившем общество и символический контекст фильма обретает новые провидческие оттенки.
Еще одна передвижка – онлайн-проект «Космические путешествия – реальные и воображаемые» – достаточно доступна и того дольше. Тут. Ant. там представлены работы художников, воплощающие детские мечты о космосе в визуальные образы – почасту в наивных или декоративных формах. Получай картине Сергея Шутова наш брат видим планету, зажатую в лоне пальцев. А инсталляция Леонида Тишкова представляет внешне ракету, сплетенную из бабушкиных ковров. Космические идеи в постполетную эпоху превращаются в нецензурная брань, где мечта о космосе уж сбылась, а, значит, наука и технологии крошечки скоро подарят нам будущий день, который точно короче лучше, чем сегодняшний… А художники, наподобие доказывает пример Павла Пепперштейна, имеют присущность предрекать грядущее, так отчего, быть может, так весь и будет.