Чeртa нaшeгo врeмeни – гoсудaрствo и oбщeствo слoвнo нaпeрeгoнки стaрaются испрaвить тож xoтя бы пo вoзмoжнoсти пoдпрaвить трaгичeскиe oшибки прoшлoгo, oчистить нaшу истoрию oт крoвaвыx итoгoв рaзнoгo рoдa пeрeгибoв. В числe тaкиx прoнзитeльныx стрaниц – сaмoсудный рaсстрeл, пo сути – убийствo пoэтa, вoинa и путeшeствeнникa Никoлaя Гумилёвa. В прoшлoм году минуло 100 планирование со дня этой страшной даты и исполнилось 135 полет со дня рождения одного изо гениальных творцов русской словесности. У поэта как не бывало места захоронения, отсутствует вечный покой. Есть только предположительное помещение расстрела – участок на Ржевском полигоне, называемый Ковалевский ос. Общественность билась за ведь, чтобы наконец установить хачкар в полный рост на родине Гумилева – в Кронштадте.
Потребовалось три десятилетия, в (данное инициатива об установке памятника поэту была услышана чиновниками. Предприятие исходила от кронштадтских краеведов ( Витюша Ушаков, Владимир Шатров, Владеть миром Андреев), Петербургского общества памяти Гумилева, возглавляемого Анатолием Долево-Добровольским, выпустившим в 2005 передовой том лекций из цикла «Семья Гумилевых» – «Николай Гумилев: стихотворец и воин». В последующие годы им опубликованы самую малость монографий, посвященных жизни и творчеству семьи Гумилёвых. В 2010-х годах к этой инициативе присоединилось Гумилевское товарищество.
И после долгих лет поиска справедливости в конце прошлого лета вдруг, точно в пожарном порядке, руководство Кронштадта объявила конкурс проектов памятника, да сроки ему назначены спринтерские. Скажем, поручение главы Кронштадта о проведении конкурса эскизов памятника Николаю Гумилеву вышло 22 октября, менее месяца отвели на маневр заявок, а представить эскизы соискателей обязали еще к 30 ноября. Выставка эскизных проектов прошла в декабре.
Так можно ли выносить и размерить монументальную идею в такие сроки? Тем невыгодный менее, нашлось несколько эрудированных и эмоциональных творцов, которые взялись ради эту пожарную идею и представили получи обсуждение общественности свои наработки. Истина, саму общественность на шум проектов памятника позвать маловыгодный успели. И вот уже план выбран. Можно радоваться? Наравне бы не так – племя хотел видеть памятник любимому поэту в невозмутимый рост – ведь Гумилев – млекопит простора, путешественник, путник в прямом и переносном смысле сотрясение воздуха. Однако высокое жюри выбрало перси. И это при том, почему в стране уже есть фошка бюста Гумилеву.
Коллектив, которая, собственно, и породила идею памятника, так есть была фактическим его заказчиком и безлюдный (=малолюдный) один десяток лет радела об увековечивании памяти поэта, ужаснулась выбору академиков. Благоусмотрение государственной комиссии и тех, который своим энтузиазмом породил идею монументального творения, разошлись со всей полнотой. Нужно отметить, что цели авторов памятника соответствовали условиям, в которых им было предложено заниматься и были минимальными: добиться портретного сходства. В нежели и преуспели несколько работ.
Водан бюст поэта работы скульптора Екатерины Пильниковой оказался победителем с точки зрения официального жюри. Коллективность же отдала свой сопрано и сердце совсем иной работе. В разных доступных формах шло выбор – на платформе ФБ, бери очных встречах, по теме высказались конечности Гумилевского общества, Гумилевского фестиваля и других организаций, а тоже было написано и опубликовано в интернете коллективное цедулка с просьбой пересмотреть итоги конкурса – сильнее двухсот человек высказались противу бюста и за установление памятника в точный рост. Отчего же официальная договор отдала предпочтение вполне академической работе, в которой представлен н бюст?
Такого рода передача могло бы быть кстати для сына Николая Гумилева – Льва Николаевича, какой был академическим учёным. Только Николай Гумилёв славен своим движением – некто человек порыва, действия, пути! Что стоит один его «Жираф»! И ваятельный образ такого человека оказаться вынужденным соотноситься с простором, дышать воздухом пространств. Народное аккламация Кронштадта выбрало проект соматотропный сидящей фигуры, соотносимой и рифмующейся с ландшафтом города, ее авторы – ваятель Анастасия Лужина и архитектор Григоря Лысак. Этот проект получил третье блюдо место от жюри, же первое у активистов.
В январские праздничные бытие набирало обороты обсуждение и вой общественности страны, в числе которой – литературоведы и культурологи, писатели и журналисты, общественные деятели — Игоша Волгин, Юрий Кублановский, Маня Ватутина, академик Аполлон Давидсон, ученый Владимир Коллонтай и другие. Они настаивают сверху том, что великий святорусский поэт заслужил, наконец, достойную, соразмерную воспоминания.