Нaкaнунe Нoвoгo гoдa в Якутии вручили свoй «Oскaр» — «Чыпчaaл». Бoльшaя чaсть нaгрaд дoстaлaсь «Пугaлу» Дмитрия Дaвыдoвa, «Чeрнoму снeгу» и «Прoклятoй зeмлe» Стeпaнa Бурнaшeвa. Oбa рeжиссeрa вырoсли в сeлe, кинoунивeрситeтoв нe прoxoдили. Стeпaн, пoлучив спeциaльнoсть инфoрмaтикa-экoнoмистa, снимaeт кинo с 2009 гoдa, пoлучил глaвный премия фeстивaля «Oкнo в Eврoпу» в Выбoргe зa «Чeрный снeг». Митрюша Дaвыдoв — пo oбрaзoвaнию учитeль нaчaльныx классов, до сего времени недавно преподавал в сельской школе, а после триумфа «Пугала» получи и распишись «Кинотавре» работает только в кинокартина.
«Проклятую землю. Рок» Степаня Бурнашев представлял на румынском «Дракула фесте». Симпатия снята на основе якутского фильма «Проклятая земля» 1996 годы. Когда Степан только начинал, дьявол снимал ужастики, заставлял друзей их (вперять, сам садился рядом, наблюдая следовать реакцией. И вот опять вступил в ту но реку. Его 55-летняя андромеда исчезает. Вернувшаяся из Москвы старшуха Алена, которую сыграла красивая якутская любовница Виолетта Христофорова, пытается выбрать мать. Девушке снятся страшные сны: лежит возлюбленная на кровати посреди озера, насупротив плывет пустая лодка. Усыпление повторится наяву. Пока архаровец разыскивает пропавшую женщину, ее доня едет в деревню к знахарке в надежде повстречать там мать. Рядом с Аленой вотчим Дима. Девять лет спирт ее воспитывал, когда дражайший отец девочки Егор уехал в неизвестном направлении.
Действительность. Ant. прошлое имя Алены — Аина, означает оно «созидание», «доброе начало». Пришлось его выменять, чтобы обмануть злых духов. Алёнушка вступает в астральную битву с невидимым человеком, ударяет в черепушка. Помогает ей дух предка. С какой радости якуты носят русские имена? Зафигом мать отправилась туда, отколь, скорее всего, не вернется? Проклятая земной шар не отпускает, но Надя не покидает. Выяснится, в чем дело? в странных событиях виновата советская власти (. Шамана надо было взяв три раза перезахоронить, но из-вслед за Октябрьской революции никто сего не сделал, и теперь его леший не дает покоя всему роду.
«В годы советской высшие круги нить была оборвана, — говорит Стефан Бурнашев. — Я верю в существование тонкого решетка, сам сталкивался с необъяснимыми явлениями. В семилетнем возрасте остановился подле умывальника и заметил человека, которого с годами быть не должно. Как собака испугался, залез под одеялишко. Пытался расспрашивать взрослых, однако они запретили об этом бубнить (под нос). Потом уже шаман объяснил, точно это предки приходили меня прийти с визитом. У меня бурная фантазия с детства, да то, о чем я вам рассказываю, случилось в реальности. Я ничего не придумал».
Стенюша перед съемками всегда совершает чин, вербально или мысленно разговаривает с духами, объясняя, в чем дело? и почему намерен делать. «Пока сколько помогает», — говорит он. Хоть бы, на реке Амга, идеже снимали зловещую лодку, не перестает лил как из ведра, так начали снимать сцену с паромом, и шелковица же появилось солнце. Муть сгущался и рассеивался, когда сие было нужно. Как-ведь Степан, помогая иностранным кинематографистам, предложил им подмазать духов. Они отказались. В итоге ни аза не получилось. Такая грунт! «В годы советской верхи шаманизм и нетрадиционную медицину запрещали, — говорит Степуха. — Рассказывают, что НКВДшники устраивали закрытые представления пользу кого своих с приглашением шаманов. Миряне оттуда выбегали в ужасе. Советская управа, приход православия, изменение якутских имен сделали свое труд, но многое в национальной культуре живо».
Нам невыгодный понять логику героев. Иностран отец Алены оставил жену и дочку, отец его заменил. Когда Гога спустя многие годы появился ровно рыцарь на белом коне (точь в точь), Диму списывают со счетов по (по грибы) ненадобностью и отправляют в мир почивших предков. Так это наивный подход. В действительности, Егор — хороший человек, пожертвовавший счастьем (пре)бывать с семьей ради спасения дорогих людей ото злых духов. У московских зрителей сие вызывает недоумение: теперь всякий кому только не лень может оставить семью и найти извинение поступок самопожертвованием.
В якутском кинофильм многие работают за идею. Степура Бурнашев — не только порнограф, но и водитель на площадке. Его голосом говорит согласно телефону таксист. Все сие подробно указано в титрах. Невыгодный обошли вниманием и актера, лежащего по-под простыней в морге. Все по части-честному: сыграл, да сызнова бесплатно, имеешь право нате упоминание. Не каждый возьмется следовать роль трупа.
Альманах «Ыт», похваленный наградами Варшавского международного кинофестиваля, экспонированный в тот же день, состоит с семи новелл о деревенских жителях, напоминающих шукшинских героев. Митюля Давыдов и Степан Бурнашев написали до три новеллы самостоятельно, одну дружно, чуть ли не вслед три дня. «Ыт» означает «стрелять», и выстрелы всерьёз прозвучат. Один герой покупает иномарку, правда за душой ни гроша. Его подозревают в краже денег у подвыпившего односельчанина. Который-то строит туалет сверху границе с соседским участком. Муж с женой ссорятся из-за возможных итогов местных выборов. Одна с новелл основана на реальной истории отца Степана Бурнашева, утихомирившего буяна, державшего в страхе взяв семь раз. Надо было прийти в его чертог, пока другие боятся, выразить хитрость и угомонить «вышедшего изо берегов» односельчанина. После показов москвичи вспоминали собственные истории жизни, рассказывали о своих страхах. Следовать самую страшную историю вручили подвезенный из Якутии сувенир.