Вoркутинский дрaмтeaтр — нe прoстoй гaстрoлёр. Oн oсoбeнный нa тeaтрaльнoй кaртe стрaны нe тoлькo пo свoeму гeoгрaфичeскoму пoлoжeнию (нaxoдится зa Пoлярным кругoм), нo прeждe всeгo пo oчeнь трaгичeскoй, a знaчит и гeрoичeскoй судьбe. Пoтoму чтo стрoили eгo и твoрили в нeм аппарат, чьи судьбы были слoмaны стaлинским рeжимoм. Сoслaнныe в 30-ыe гoды в вoркутинскиe лaгeря рeжиссёры, aктёры, тaнцoры oргaнизoвaли тaм первоначально кружок художественной самодеятельности — чтоб выжить, чтобы не утратить профессию. А в августе 1943-го лета уже был подписан приказание о создании первого в Варкуте театра, утверждена шапито в составе 23 человек и выделены собственность в сумме 283 тысячи рублей.
Бивачный театр возглавил бывший кардинальный режиссёр Большого театра, ученый Московской консерватории, в своё момент работавший с Немировичем-Данченко, Боба Мордвинов. По всем статьям затасканный человек, однако судьба которого 1940-м году тип-топ изменилась: арестован, приговорён к трём годам выправительно-трудовых работ по обвинению (заинтересованность!) в шпионской связи с женой видного советского военачальника. Отправленный из Москвы, лишенный всех прав, в одном изо варкутинских лагерей он становится грузчиком, подсобным рабочим, дневальным в бараке. Мирово, что в шахту не отправили. Промеж солагерников Мордвинова числятся музыканты, артисты, сценаристы, в волюм числе и известные — Котляр, Галинская, Каплер, Бендель.
И видишь 1-го октября 1943 возраст в деревянном клубе они показал свою первую премьеру – мало-: неграмотный трагедию и не драму, которая сильнее чем что-либо соответствовали месту, времени и коллективному несчастью, а …оперетту «Сильва» Имре Кальмана. В 2018-м Воркутинская невзгода отметила своё 75-летие. У него серьезная коллектив, собственное помещение в центре города. А с 2019 годы театр носит имя своего первого худрука — Бориса Мордвинова. Гляди такой театр и приехал держи гастроли в Москву, куда его создателя бесконечно не пускали даже а там освобождения. Но куда дьявол все-таки добрался в 1953-м и идеже, увы, через несколько часов позднее приезда скончался от инфаркта в собственной квартире. Такая страшная предопределено.
Итак, спектакль, «Пятнистый пёс, бегущий краем моря». Повестушка Чингиза Айтматова, описывающая век нивхов, малочисленного народа Севера — поэтичная и страшная, красивая и жестокая. И точь в точь все невообразимо красивые многовековые легенды, предания имеют оборотную сторону с боли и печали.
Содержание шелохнуть хорошо известно — уже классика, к тому а подкрепленная кинематографической версией (картина 1990 год, режиссёр Щедрый Геворкян). 11-летний мальчоночек Кириск, распахнутый миру, в первый раз выйдет в море вместе со старейшиной клана Органом, своим отцом Эмрайином и двоюродным братом отца Мылгуном. Исполнение) мальчика это по сути кол инициации. Охотники удачно доберутся поперед места лежбища нерп, забьют одну изо этих больших рыб, здесь же съедят ее печенка, потому что ничто яко не согревает в дальнем пути, ровно печень нерпы. Но до дороге на соседний островок, где они намерены перекочумать, попадут сначала в шторм, как по мановению волшебного жезла уцелеют, а потом вообще собьются с курса. Инстинктивный туман, как огромное живое тугарин, обступит их жалкую лодку со всех сторон, невыгодный желая отпускать свою человечью добычу. Силы и пресная снежница на исходе и, чтобы защитить мальчишку, трое взрослых и мужественных мужчин решатся забраться из жизни, по очереди выбросившись с лодки. Мальчик Кириск Вотан в изнеможении доплывает до берега и стремительно повзрослеет. Трэш.
Абсолютный трэш достаточно иметь более чем сдержанное, суровое сценическое объективизация и начнётся ещё при второстепенный сцене с женского крика «вслед кадром». Так кричат хоть не люди от горя — утробно и поджилки трясутся, не звери раненые, а, умирая, воют. Наверное, неведомо зачем кричат духи, обитающие почти землёй, под водой, в расселинах скал, в кромешной тьме. Такого склада «увертюрой», точно предвестником беды, режиссёр Зайкаускас задаст основную тему спектакля — подлунная, параллельный реальному, неведомый и чудовищный, мир духов и стихий. Бессильность человека перед ним, продолжающего в поисках пропитания видеть себя веками его принудительным путем и мощью. И ещё жертвы, которые возлюбленный приносит ему, борясь, страшась и поклоняясь. Взяв четыре раза повторится душераздирающий крик, (сих в какой то момент обезьянник не выведет на табло женщин — одну за одной — с длинными распущенными волосами получи прямой пробор и в стилизованной национальной одежде народов Севера. Возопят они впрямь при древнем обряде. Поэтичный, абсолютный метафор язык повести Ченгиза Айтматова невыгодный даст шанс зрителю остаться в мире реальном.
— Идеже ты плаваешь, рыба-ученица? Твоё жаркое чрево — лучшее пространство на свете.
— Это с древней легенды о той самой Рыбе-женщине, которая давным-давным-давно с полюбившим ее человеком основала община.
Через 15 мин ото начала с первого ряда поднимется рыжеволосая дева в глухом чёрном костюме, в каких естественным путем за ширмой работают кукольники, и попросит раздвинуть н свет в зал. Дальше оставаясь получай первом ряду, актриса поведёт авеста от автора, сопровождая опасное одиссея отважной четверки в лодке. И только что не за трехчасовое действие пару в один из дней подключит к нему интерактив со зрителем, обходительный и наивный. Попросит их, в частности, в темноте включить фонарики сверху гаджетах — чтобы охотники увидели по-над собой вечность звёздного неба.
Вроде ни парадоксально минимализм, выделенный постановщиком Зайкаускасом как пошиб, подчёркивает и проявляет эпический характерец его спектакля. За всю декорацию тут. Ant. там работает всего-то одна ладья, больше напоминающая скелет древней рыбы, чем средство передвижения по воде. Волны, в которых бьется чёлн, тута — полотна в руках монтировщиков. И они неведомо зачем ловко манипулируют ими, сколько матерчатые волны в какой-ведь момент сливаются с волнами экранными, что-что выглядит весьма эффектно. Натуральную воду льют напролом на сцене только в самые трагические моменты, если один за одним суровые мужской элемент клана ради чужой жизни по своей охоте отказываются от собственной.
Постановщик грамотно работает с камерой, экраном и киноматериалом. Часть из фильма 1990-го лета в первой части спектакля прозвучит закачаешься второй уже на сцене (пунцовый рот Кириска от рыбье печени). А выработка в режиме он-лайн выведет дородный план актёров, честно работающих за школе переживания. Просто, прочно и искренне, без лишнего пафоса, присутствующего в тексте — Никуша Аникин (старик Орган), Енюта Канатов (отец Кириск), Тося Жуков ( дядя Кириск) и перед разлукой Гульнур Хаматнурова в роли отчаянного 11-летнего мальчишки. Трапезная оценил — долго не отпускает воркутян, отдельный женщины вытирают слезы.
Впоследствии спектакля режиссёр Линас Зайкаускас рассказывает, зачем это его вторая устраивание в воркутинском театре (первая — «Супружество» по Гоголю называлась «Женихи»). «Чубарый пёс, бегущий краем моря» сделан к 100-летию Республики Зыряне, премьера состоялась за три недели до самого показа в Москве.