В Большом театре состоялась премьера балета «Мастер и Маргарита»

С дoсьe МК: Вoсeмьдeсят пятеро лeт нaзaд (тoчнaя дaтa зaчислeния в штaт – 10 oктября 1936 гoдa) Миxaил Булгaкoв пoступил нa службу в Бoльшoй тeaтр литeрaтурным кoнсультaнтoм и либрeттистoм. Нo ни пo oднoму изо eгo либрeттo тaк и нe был пoстaвлeн спeктaкль. Тeпeрь тeaтр oтдaeт вeликoму писaтeлю свoй дoлг. Причeм к сoздaнию бaлeтa «Мaстeр и Мaргaритa» Бoльшoй приступaл eщё в 70-e гoды. Земледелец Григoрoвич нaчaл стaвить рoмaн нa музыку Пeндeрeцкoгo; пoгoвaривaли дaжe, чтo eму пoчти удaлoсь пoстaвить пeрвый aкт, нo пoтoм чтo-тo нe слoжилoсь.  

Сaм Эдуaрд Клюг рaзрaбoтку мистичeскoй тeмы нaчaл eщё 20 лeт нaзaд, кoгдa в качестве хореографа вообще со своим учителем выдающимся режиссером Томашем Пандуром, ставил многожанровый зрелище по роману сербского писателя Милорада Павича «Хазарский словарь», своим мистическим флером и построением (делание протекает в нескольких временных слоях) баснословно напоминающей роман «Мастер и Маргарита».  

Внушение этого режиссера на творческая работа Клюга оказалось определяющим. Томаша Пандура балетмейстер и сегодня называет своим учителем. И так, что это действительно яко, видно по тому, подобно ((тому) как) построены спектакли   Клюга. С танцами у него якобы всегда получилось не сочно: на весь двухактный зрелище — два танцевальных дуэта Мастера и Маргариты (если только финальную сцену спектакля позволено засчитать за дуэт), и двушник дуэта Маргариты и Воланда, (вот) так еще с шиком исполненная танго-вариация Воланда в первом акте.

Эдуард Клюг и мыслит как напыщенный режиссер. В основном его дуэты, тройка, ансамбли из которых построен балет, напоминают пластические этюды, и решены безграмотный столько за счет танца во вкусе такового, сколько за факторинг оттанцованного жеста, который кончено же трудно признать следовать полноценный танец. Но таков «подчерк» сего хореографа, который сформировался равно как раз под влиянием   Падура: оный обожал синтетические спектакли, идеже драма, балет и другие намерение искусства сосуществовали на равных. Поистине также поставлен, например, и некоторые балеты Клюга: «Пер Гюнт» (пару полет назад привозили на турне в Большой), или его (пре)прославленный балет «Радио и Джульетта» (в России некто идет в Новосибирском театре оперы и балета), с шикарным, однако единственным дуэтом на сполна спектакль. Точно так но построен у Клюга и   «Мастер и Маргарита», идеже артисты не только пластически двигаются и танцуют, так даже говорят на сцене.

Бедственно признать за полностью плясовой уже первый дуэт, с которого действо собственно и начинается: оживающая этюд Понтия Пилата и ваяющий эту скульптуру почти стук молоточка Мастера. Зане в балете Мастер – скульптор, видимо сочиняющий на досуге роман, манускрипт которого в виде листков бумаги после того переодически появляется в спектакле. Её мусолят и разбрасывают нет слов втором акте критики и бережно подбирает Ритуля, а в конце спектакля уносит с собою в вечность тот же Понтий Пилат, постановленный хореографом как образ «ходульный» и почитай (что) лишенный танца.

Сама фрагмент, на которой разворачивается объясненный пролог, да и все остальное мера балета, представляет собой метнутый бассейн с 13 (чертова двенадцать) видимыми зрителю и двумя замаскированными дверями в раздевалки (сценограф Марко Япель) и обязательно намекает на гигантский просм бассейн «Москва», что 60-90-е годы располагался   получай месте взорванного по приказу Сталина в 1931 году Храма Христа Спасителя. Данный символ и концентрирует в себе конец основные художественные идеи спектакля, которые собственноручно (делать) постановщик сформулировал так: «тоталитарная философия против философии христианства, Сталин сравнительно с чем Церкви, Сталин против Булгакова, Пилат наперекор философии Иешуа, художник вперерез системы, художник против самого себя».  

Ни Сталина, ни Ленина, которых видят кое-кто булгакововеды за образом Воланда либо — либо Понтия Пилата, Клюг представлять не стал. Воланд у него, не хуже кого написано в эпиграфе к роману «часть пирушка силы, что вечно хочет зла и день и ночь совершает благо». Некоторым образом постановщик связывает между собой образы Мастера и Иешуа (двум эти партии исполняет Вотан и тот же исполнитель). Хоть от «иершалаимских» сцен около начисто отказывается, и это иной большой минус спектакля: какое но театральное воплощение романа «Мастер и Маргарита» не принимая во внимание учета этих фрагментов, которые временем называют «Евангелием от Сатаны».  

Функции Понтия Пилата в балете таким образом размываются и не менее один эпизод спектакля оправдывает бытие этого героя в балете: театр распятия. По –настоящему распинают Иешуа — Мастера держи сцене нехорошие критики и писатели, и в частности рецензент Латунский (для которого с Маргаритой у Клюга поставлен монолитный дуэт), но после него к телу распятого получай сцене художника с молоточком к лицу Понтий Пилат. Ожившее скульптура молоточком при этом бьет себя объединение лбу, изображая одновременно наравне невидимую работу Мастера по-над скульптурой, так и нравственные мучения прокуратора Иудеи, некоторый освобождает Иешуа от оков и беретик на руки. Эта выраженная хореографом с обезоруживающим простодушием формулировка, ясно сформулирована и в романе Булгакова: Пилат является и судьей философа, и его заступником, «всю вечность» мучающийся ложно вынесенным им приговором.

Дока – Денис Савин. Иван Негде голову преклонить – Михаил Крючков. Фото Дамира Юсупова/ Великоватый театр






Зато хореограф драматургически удобопоня выстраивает повествование, относящееся к похождению Дьявола и его шайки в Москве. Собственно говоря, он пластическим способом массовка за сценой пересказывает сии главы романа Булгакова, и каста излишняя иллюстративность, ещё одна амбиция к постановке. Чрезмерная иллюстративность Клюга, приставки не- лишена при этом виртуозности и юмора. Где-то, например, очень просто, в стиле пластических этюдов в театральных училищах, однако не без блеска, придумана подмостки гибели Берлиоза под колесами трамвая. Другая происшествие, тоже связанная с оторванной головой, хотя уже не Берлиоза, а ведущий Жоржа Бенгальского (Геннадий Янин), решена отнюдь не менее хитроумно: ею Коровьев и Азазелло киями играют в биллиард. Присутствие этом смотрящие на время черной магии зрители (год) спустя гипнотической танго-вариации Воланда остаются в одном исподнем, а рано ли пытаются освободится из театра-кабаре с остервенением стуча в запертые двери, разговор становится зловеще напоминать газовую камеру. Шелковичное) дерево и начинается описанное у Булгакова знаменитое разметывание денег: арестованный ранее милиционерами домуправ Никанор Иванович Босой (его задерживают в туалете, сидящем минус штанов на унитазе) швыряет в обезумевшую толпу фальшивые денежные купюры.   

Знаменитого полета Маргариты по образу такового в спектакле нет. Его заменили другим аттракционом: с колосников спускаются макеты московских домов со светящимися окнами (вслед каждым из которых «скрывается по мнению атеисту») и похожие друг в друга словно близнецы 20 Маргарит выходят изо разных дверей бассейна, демонстрируя таким образом её талантливость оказываться одновременно в разных местах, видимо, в фолиант числе, и в квартире   Латунского. И подобных придумок в спектакле Клюга бездна.

Бал у Сатаны – особый неожиданность от хореографа. Он с блеском решен с через рисунка рук и построений и перестроений кордебалета, напоминающих физкультурные парады в Красной площади 30-х годов, которые создавал в соответствии с заказу партии и правительства Гога Моисеев. Трюк не с иголки, но очень эффектный. Одетые чуть в купальники телесного цвета и красные вдоль локоть перчатки 32 танцовщика и танцовщицы   пускают руками «волны», слагают некоторые люди затейливые линии, напоминающие кровеносные сосуды и окружают Маргариту с двух сторон. И создается такое сюрреалистическое впечатленьице, что когда хозяйка сатанинского бала пьет изо черепа Берлиоза   кровь, обнаженные танцовщики-вурдалаки числом этим сосудам откачивают происхождение из неё.

Клюг ухитряется спрятать в балете персонажей, которых Булгаков вывел в романе в бессчетном количестве. Их получи сцене восемнадцать! Помимо свиты Воланда, упихивать здесь и разливающая масло Аннушка, и Мишака Александрович Берлиоз со своей отрезанной головой, и Степа Лиходеев, возьми которого писает кот Бегемотик, и ялтинским песочком «заскребает» жмых преступления, и дядя Берлиоза. А и профессор сумасшедшего дома, и Верная со своим вечным платком, которым задушила ребенка. Достаток действующих лиц, которым постановщик не успевает дать соответствующие танцевальные характеристики, изредка запутывает действие. Но посетители, прочитавшие перед началом спектакля план (не говорю о тех, кто именно хорошо знает роман), в всем разберутся. Притом всех перечисленных и неперечисленных героев исполняют талантливые, драматически   одаренные артисты, и малограмотный сказать об игре хотя бы бы некоторых из них было бы непростительно.  

Постановщики подготовили к премьере три состава исполнителей, изо которых выделим Вячеслава Лопатина (Мурзик Бегемот), Ану Туразашвили (Гелла), Алекса Водопетов (Понтий Пилат), Митря Дорохов и Егор Геращенко (пара в разных составах исполняли партия Коровьева), Геннадий Янин (Жорж Бенгальский), Камиль Янгуразов и Еняша Головин (Латунский), Виталий Гетманов (Степа Лиходеев).

Чертовски талантливая игра Михаила Крючкова, танцующего в спектакле цена Ивана Бездомного в двух изо трех составов, настолько естественна и органична, зачем его партия, наряду с партией Воланда, Маргариты и Мастера, становится крошечку ли не самой центральной в этом балете. Артём Беляков так играет Воланда, фигли его чарам, особенно нет-нет да и он танцует свою танго-вариацию, несладко сопротивляться. И Денис Савин, и Артем Овчаренко, и Гоша Цвирко очень музыкально и драматически натянуто танцуют партию Мастера, у каждого домашние представления о характере героя, домашние нюансы игры, и предпочесть с них кого –либо одного тяжко.

Не смотря на так что Ольга Смирновой показывает свою Маргариту (то) есть женщину сильную и самоотверженную, в её игре в навал лирических нот, и в целом симпатия создает цельный, обаятельный и отбарабаненный до мельчайших деталей манер   героини, а вот ведьмовского (безграмотный забудем что Маргарита прежде всего всего ведьма, причем далеко не столько по образу, как много по сути) больше в игре Екатерины Крысановой и Марии Виноградовой.

Заканчивает балет Эдуард Клюг идиллической сценкой посмертного существования своих героев. «Воланд и его сопровождение воссоздают для Маргариты квартира Мастера, где они были яко счастливы. Мастер вновь со своей возлюбленной, его создание в целости и сохранности. Влюблённых ждет нерушимый покой». Последний символический мание главных героев на сцене – они христосуются френд с другом пасхальными яйцами.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.