И этo свoeгo рoдa пeрeвoрoт нa прoстoрax Гoлливудa. Впeрвыe дoпущeнa в вaжнeйшиe нoминaции чужaя кaртинa, снятaя нe нa aнглийскoм языкe. В мae прoшлoгo гoдa нa 72-oм Кaннскoм кинoфeстивaлe «Пaрaзиты» пoлучили «Зoлoтую пaльмoвую вeтвь» кaк лучший фильм. Тeпeрь oни стaли нe тoлькo «Лучшим фильмoм», нo принeсли eщe три «Oскaрa» — Пoн Джун Xo зa рeжиссeру и oригинaльный сцeнaрий (сoвмeстнo с Xaн Джин Вoн). «Пaрaзиты» тaкжe стaли лучшим фильмoм, снятым нa инoстрaннoм языкe в нoминaции, кoтoрaя тeпeрь нaзывaeтся гораздо лояльнее «Лучший международный фильм». Все! Ворота распахнуты. «Оскар» становится общедоступным. С кастой неприкасаемых голливудских кинодеятелей покончено. В острой гротесковой форме «Паразиты» показывают ту бездну, которая разделяет бедных и богатых, рассказывают историю двух семей, одна из которых ютится в подвале и постепенно внедряется в богатую и буржуазную жизнь другой. Для многих это еще страшная сказка, нечто фантастическое, но и они почувствовали, что «варвары» на пороге и скоро все сметут на своем пути. Предчувствие неизбежного и обеспечило «Паразитам» беспрецедентный успех по всему миру.
За несколько дней до вручения «Оскаров» Пон Джун Хо лишний раз доказал, что он настоящий кинематографист, способный ради искусства на многое. На Роттердамском кинофестивале он представил черно-белую версию «Паразитов», которая с его точки зрения открывает новые возможности для восприятии фильма. Предыдущую, не самую удачную, но экспериментальную картину Пон Джун Хо «Окча» продюсировал Брэд Питт, и ее премьера также состоялась в Каннах. Любопытно, что продюсер «1917» Пиппа Харрис адресовала Пон Джун Хо вопросы: «Я хочу спросить у него, откуда у пришла такая идея? Это экстраординарная история. Что случилось в жизни режиссера, что он ее создал?». Получая награду, Пон Джун Хо признавался в любви к Мартину Скорсезе, на картинах которого учился. Теперь он со своим кумиром вступил в поединок и выиграл. «Ирландец» Скорсезе, ставший самым высокобюджетным фильмов из всех представленных в главной номинации, поскольку прорву денег съели технологии по омоложению актеров старшего поколения во главе с Робертом Де Ниро, остался без наград. А «1917» отмечен за звук, визуальные эффекты и операторскую работу 70-летнего Рождера Дикинса, который, как говорят снимал чуть ли не одним кадром, в чем многие кинематографисты сомневаются.
То, что диктатура пролетариата наступает, подтвердил и беспрецедентный успех «Джокера» Тодда Филлипса. Став обладателем «Золотого льва» 76-го Венецианского кинофестиваля, получив серию актерских наград и оказавшись в центре скандала в России, благодаря высказывания экс-министра культуры, он незаметно стал отходить на второй план, оставив наедине с «Оскаром» фактически одного Хоакина Феникса. Ради роли стэнд-ап комика и психопата Артура Флека, воплотившего все зло мира и одновременно олицетворением всеобщей боли поруганных и оскорбленных, актер похудел на 30 кг. Он ошеломил и испугал зрителей своим радикализмом. Получая «Оскара» Феникс говорил о том, как важно замолвить слово за тех, кто не имеет такой возможности, а также призывал отказаться от коровьего молока. Кто был ничем, становится всем, властелином мира, как Джокер и семейка бедняков из «Паразитов». «Джокер» принес награду и ранее отмеченной «Золотым глобусом» за лучшую музыку исландской виолончелистке и композитор Хильдур Гуднадоттиром. Она известна и как автор музыки к сериалу «Чернобыль».
фото: AP
Брэд Питт
У «Джокера» было максимальное количество номинаций — 11. По 10 — у «Ирландца», «1917» и «Однажды в … в Голливуде», по 6 — у «Маленьких женщин» (отмечены за дизайн костюмов), «Брачной истории», «Паразитов» и «Кролика Джоджо» новозеландского режиссера Тайка Вайтити (отмечен за «Лучший адаптированный сценарий»), которому заказан путь в российский прокат. Прокатчики не отважились продвигать его в России, чтобы не повторять судьбу «Смерти Сталина». А Минкульт, как говорят, уже увидев ролик, решил наложить вето на картину, в которой фигурирует Гитлер. Кстати, его роль сыграл режиссер картины Тайка Вайтити. Это комический персонаж, присутствующий как призрак в жизни 10-летнего ребенка, состоящего в Гитлерюгенд. Мальчик ведет с фюрером постоянный диалог, поскольку живет в мире, где взрослые обрекли его на почитание фюрера. Гитлер предлагает ему закурить, а ребенок отвечает: «Мне же 10 лет». Мать мальчика, роль которой сыграла Скарлетт Йохансон, прячет в их доме еврейскую девушку.
Четыре номинации — у благородной мужской картины «Ford против Ferrary» Джеймса Мэнголда (ей достались награды за монтаж и монтаж звука). Это настоящее американское кино про настоящих мужчин. Три номинации — у «Двух Пап» с отличными актерскими работами Джонатана Прайса и Энтони Хопкинса.
Награду за лучшую женскую роль предсказуемо получила Рене Зеллвегер в музыкальном байопике «Джуди» о звезде «золотого века» Голливуда, актрисе и певице Джуди Гарленд, матери Лайзы Миннелли. Американские киноакадемики любят награждать актеров за борьбу с весом, наращивание лишних килограммов, радикальное изменение внешности. Зеллвегер сначала прошла серию пластических операций, сильно ее изменивших, а потом свое дело сделали гримеры. Ее просто не узнать. Лайза Миннели консультировала Рене во время съемок. Зеллвегер посвятила награду Джуди Гарленд, у которой никогда не было «Оскара».
«Однажды … в Голливуде» Квентина Тарантино предрекали победу, но только за сценарий. В итоге фильм принес награду Брэду Питту за роль второго плана. Работа отменная, не поспоришь, и конкуренция была сумасшедшая. Остались незамеченными как минимум две прекрасные и тонкие работы — Джо Пешты и Аль Пачино в «Ирландце», Энтони Хопкинса в «Двух Папах». Леонардо Ди Каприо, сыгравший главную роль у Тарантино, вновь оказался в пролете. С «Оскарами» ему решительно не везет: номинируется бесконечно, но лишь «Выживший», где взял не столько мастерством, сколько физическими лишениями во время съемок. «Оскар» достался и художнику-постановщику «Однажды в … Голливуде». Тарантино, заявивший, что впереди у него — последний, десятый по счету фильм, который и завершит его славную карьеру, ничего не получил и в Каннах, где «Пальмовой ветвью» для собак — Palm Dog — отметили работу питбуля Брэнди. Сам Тарантино в оскровской эпопее длинной в его кинематографическую жизнь получал награды только за сценарии.
фото: AP
Лора Дерн
«Лучшей актрисой второго плана» как и на «Золотом глобусе» стала звезда фильмов отмеченного почетным «Оскаром» Дэвида Линча («Дикие сердцем», «Синий бархат», «Внутренняя империя») Лора Дерн. Но награду она получила за роль адвоката в «Брачной истории» Ноа Баумбака. Дерн сыграла и не самую выигрышную роль матери семейства в еще одном номирировавшемся на главный «Оскар» фильме «Маленькие женщины», снятом женой Баумбака Гретой Гервиг. Это была единственная женщина-режиссер в плотной мужской компании главных номинантов. Зато в документальных номинациях лидировали дамы.
Элтон Джон получил «Оскар» за лучший саундтрек «I`m Gonna Love Me Again» в «Рокетмене», где стал не только прототипом главного героя, но и исполнительным продюсером фильма.
За награду в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм», где победила «Волосатая любовь», претендовала россиянка Дарья Кащеева с фильмом «Дочь». Но мы ее уже упустили. Дарья живет и работает в Праге, там же сняла свой изумительный фильм, уже отмеченный студенческим «Оскаром». Еще в одной картине «Научиться кататься на скайтборде в зоне боевых действий (если ты девчонка»), снятой силами Великобритании в Кабуле и отмеченной как «Лучший документальный короткометражный фильм» среди продюсеров — имя Елены Андрейчевой.
С женщинами все более или менее утряслось. Про засилье белых тоже никто не станет говорит, поскольку обойма призов ушла к кинематографистам из Азии. Интрига разворачивалась между стриминговой платформой Netflix, на долю которой пришлось максимальное число номинаций — 24, и крупными голливудскими студиями, которые отставали по показателям, пусть и не намного. Год назад «Рома» Альфонсо Куарона так и не стала «Лучшим фильмом», что связывали как раз с ее принадлежностью к Netflix. Каннский фестиваль жестко стоит на страже, не пуская в конкурс стриминговую продукцию, отдавая приоритет большому экрану, а Венеция открыла свои ворота для всех и побеждает в схватке века. На «Оскаре» искры по этому поводу не летели. К концу года кинематографисты пообещали открыть Лос-Анджелесе музей кино, а пока разошлись, чтобы осознать последствия революции, которую почувствовали и быстро отреагировали.
Смотрите фоторепортаж по теме:
«Паразиты», Хоакин Феникс, Рене Зеллвегер: лица и наряды «Оскара 2020»
17 фото