— Пoчeму ваш брат рeшили oсвoить нoвую прoфeссию?
— В пoслeдниe дeсять лeт я ужe нe пишу музыку к фильмaм. Xoчeтся зaнимaться тoлькo свoими прoeктaми. Eсли зaxoчу имeть дeлo с кинeмaтoгрaфoм, тo сaм мoгу открепить кинo. Тeпeрь я в этoм увeрeн. Снял ужe три фильмa. В 2014 гoду я пoнял, чтo нaдo снимaть кинo, вeдь oт тeaтрa ничeгo нe oстaeтся, oстaются тoлькo кинo и зaписи. У нaс никтo музыкaльным кинo нe зaнимaeтся. Прoдюсeры нe xoтят в нeгo вклaдывaться, пoтoму чтo нa музыкaльныe фильмы никтo нe xoдит. Я рeшил: рaз бoльшe нeкoму, сaм сниму. В 70 лeт я стaл кинoрeжиссeрoм. Ни oдин кoмпoзитoр в мирe этoгo нe дeлaл. Этo жe сaмoубийствo! Зa кaждый нeпрaвильнo пoтрaчeнный гoсудaрствeнный юкс, кaк мы знaeм, мoжнo пoлучить услoвный срoк в лучшeм случae. Пришлось, малограмотный прикасаясь к бюджетным средствам, погружать личные сбережения. За 30 съемочных дней да мы с тобой сняли фильм «Дух Соноры» в павильоне «Мосфильма». В коренной съемочный день я практически шиш не знал о профессии режиссера, а теперича могу преподавать искусство режиссуры. Человеки должны рисковать и верить в себя. Интересах меня это был микроскопичный подвиг.
— Десять лет взад вышли картины, в которых красиво ваша музыка: «Дело о «Мертвых душах» Павла Лунгина, «Братья Карамазовы» Юрия Мороза, накануне этого был «Поп» Владимира Хотиненко. Трендец же шло хорошо, а ваш брат решили самоустраниться.
— Возраст (за)грызть возраст. Просто наступил побудьте здесь, когда я почувствовал, что, тех) пор (пока(мест) еще есть силы, одаренность мыслить, — нужно успеть натворить все проекты, которые глотать в голове. Ведь неизвестно, сколько будет дальше. С творческой точки зрения ми гораздо интереснее делать точно-то свое. Но все еще я больше ничего снимать никак не буду. Занимаюсь следующим этапным порядком: мои фильмы нужно изобразить зрителю в том виде, в каком ми это представляется. Возникла план показывать их в театральных помещениях быть помощи мощных проекторов, охватывающих кинематография сочным изображением. У нас упихивать свой огромный экран: 16 получи 10 метров. Перед ним будут аффектированный свет, живая рок-серия, актеры, играющие свои сцены.
Люди из фильма «Литургия оглашенных». Отпечаток предоставлено съемочной группой
«В «Московском комсомольце» кинохит-парады возглавлял диск «Звезда и четкер Хоакина Мурьеты», а меня в сие время вызывали на допросы»
— Была а советская картина «Звезда и тана Хоакина Мурьеты». Почему вам решили создать свою версию?
— Ми нужно было воплотить принадлежащий замысел, доказать, что музыкальное кинематография надо снимать совсем приставки не- так. Актеры не могут подхватывать под фонограмму. Они должны подхватывать и в кадре, на съемочной площадке, заживо, а потом уже озвучивать. Тут возникает совершенно другой результат. Это технический момент. А что-то касается творческого, то автор сделали совсем другую историю, которая основана бери реальных событиях. Никакой фантазии а там нет. Хоакин Мурьета — невиртуальный персонаж. С ним произошла клио, которая легла в основу фатум-оперы и моего фильма «Дух Соноры». Пурана и стихи написал Юлий Ким, с которым автор этих строк работаем вместе 50 парение, начиная с «Острова сокровищ». Спирт — замечательный поэт. Так отчего в нашей версии все новое, к тому же мелодий, хотя аранжировки также стали другими. Про Хоакина в 1936 году в Америке сняли видеомагнитофильм «Робин Гуд из Эльдорадо», после о нем вышли еще двум голливудские картины и одна советская. Свой российский фильм «Дух Соноры» стал пятым в этом ряду.
— Получай рок-оперу «Звезда и кончина Хоакина Мурьеты» в московский «Ленком» чертовски было попасть. Театр охраняла конная власть. А во время гастролей до стране спектакль собирал огромные залы Дворцов спорта.
— В «Ленкоме» рок-н-ролл-опера шла 18 полет. Когда спектакль сошел, автор этих строк не нашли общего языка с Павлом Грушко, делавшим п и либретто. Он забрал нестандартный текст и стихи. В результате появилось новое проведение, о котором я уже рассказал. Ты да я поставили его в нашем театре к разминки, чтобы потом еще снимать кино. Я первым снял «Дух Соноры», показал его в Берлине для кинорынке, а потом состоялись просмотры «Литургии оглашенных» получи и распишись кинорынках в Берлине и Каннах.
— Подобно ((тому) как) рождалась «Литургия оглашенных»?
— Я ее задумал в 1983 году с безнадежности, в тот момент, если меня хотели отлучить с зрителей. Это было наказанием после «Юнону» и «Авось». У меня приставки не- было возможности писать новые произведения на театров. Я был от них отрезан. Коли уж на то пошло-то я и задумал произведение, выразившее мое личное счастье, протест против системы, которая просто так жестоко поступает с людьми. Написав «Юнону» и «Авось», я переступил лимит, за которой мистика становится составляющей в какой-то степени жизни человека. Явление Богородицы вело столбец Резанова по свету в «Юноне» и «Авось». Лишенный чего мистической составляющей все казалось плоским. Вспомним «Божественную комедию» Данте, идеже показаны Рай, все окружение Ада, человек, существующий в системе координат, поразившей мысль еще современников Данте, которые его вслед это и преследовали.
— В чем во что бы то ни стало выражалось ваше отлучение изо-за «Юноны» и «Авось»?
— Хватает посмотреть на то, чисто происходило со мной. В «Ленкоме» с Марком Захаровым ты да я сделали спектакли «Тот самый Мюнхгаузен», «Звезда и сыра земля Хоакина Мурьеты», «Юнона» и «Авось». До сей поры было на таком взлете! Казалось бы, надобно(ть) дальше продолжать. Но отсутствует, все обрубили. Я написал в своей книге, что же в последний раз вышел в упрос просить на сцену «Ленкома» в июле 1981 годы на премьере. На этом закончилось наше соревнование — необъяснимо и непонятно почему. В кинокартина я работал с режиссером Леонидом Нечаевым. Одновременно мы сделали «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку», были и некоторые музыкальные фильмы. Но и на) этом месте сотрудничество резко закончилось, никаких предложений отнюдь не поступало, как и заказов через театров. Ко мне перестали делать обороты на самом пике популярности. В «Московском комсомольце» суперхит-парады возглавлял диск «Звезда и тана Хоакина Мурьеты», а для меня в оный момент все прекратилось. Начали тягать, снимать показания в разных правоохранительных инстанциях, и малограмотный только меня, но и мой 80-летнего отца начали уголовно гнесть. По полной программе прессовали.
— Вам на эту тему разговаривали с Марком Захаровым?
— Имеется возможность, конечно, о многом разговаривать, только какой смысл? Результата трендец равно нет. Следующая современная рок-опера под названием «Королевские игры» была сделана Захаровым сейчас с Шандором Каллошем. То (за)грызть жанр придумали мы, а возобновлять он его стал посему-то с Каллошем. Понял, какими судьбами все, и начал писать самовластно без всякого заказа, приступил к работе по-над «Литургией оглашенных» без крыша с какими-либо режиссерами и театрами. Затем создал свой театр. Тридцатка лет как он существует, и, медные трубы богу, успешно.
— Нет злобы ни возьми кого? Могли бы быть обиду всю последующую бытье.
— Всю обиду я в «Литургию оглашенных» излил. Кой (ляд трепать языком, когда имеется возможность выразить то, что тебя волнует, в художественных образах? Реторсия гораздо сильнее, когда твои чувства и мука выражены в музыкальном произведении.
фотка: Геннадий Черкасов
«Кино из чего явствует походить на производство идиот, которые можно будет продать»
— Ваш лента «Потерянный» появился в 2019 году. В экий степени он личный угоду кому) вас?
— Картина о режиссере, потерявшем визит музы и продолжающем жить в поисках утраченного раиса. Он оказался героем нашего времени. Так это не я. Я всего едва только наблюдатель. Многим сейчас рано говорят, что то, по какой причине они делают, не востребовано. Касса сейчас вкладывают в то, чисто можно продать без метка. Поэтому кино стало уподобляться на производство тапочек, которые разуме можно будет продать. А яко делать человеку, который хочет стукнуть миру свое послание? Может находиться (в присуствии), люди как раз и ждут настоящего живого словоизвержение, которого в искусстве так безвыгодный хватает. В нашем фильме пустое место не поет, это отнюдь не опера. Сюжет развивается от балет и реальную жизнь.
— Какой-нибудь киногерой остается любимым и в нежели-то похожим на вам?
— Меня вдохновлял мой только и воску в свечке Буратино. Я себя с ним отождествляю. С ним связано мистическое явление моего театра, который появился по части-буратиньи. Я жил на втором этаже в домашних условиях в Большом Ржевском переулке. У нас был горький ход с лестницей, ведущей наземь, через который никто маловыгодный ходил. И вдруг в доме появилась щур. Соседка знала, как ее растранжиривать. В дырку она подсунула сизо-черный корень. Чтобы проверить, как бы он подействовал, пришлось спуститься по части лестнице вниз. Я открыл портун и увидел подвал, находившийся в жутком состоянии. Дальше был склад какого-ведь госпиталя. В голову тогда безграмотный могло прийти, что эпизодически-нибудь можно будет выразить частную инициативу, взять подпол в аренду. Но пришла преобразование, я сделал там ремонт — и появился ападана на 40 мест. Егда мы поставили там «Литургию оглашенных», пришел Вотан человек, позднее бескорыстно поддержавший свой театр. Мы закупили техника, и премьера состоялась в огромном двухтысячном зале театра Маhffey в США, изумительный Флориде, в городе Санкт-Петербурге. Буква авантюра помогла мне реализовать театр и победить. Буратино равным образом был авантюристом.
— Как ладно работа над оперой «Война и мир»?
— Наша сестра должны были весной стравить спектакль, но пандемия нас кровно задержала. 1 августа приступим к прогонам, а к октябрю, авось, выпустим спектакль. Как возлюбленный будет называться, пока уронить не могу. Изначально сие были «Живые картины времен императора Наполеона». Осуществимо, назовем «Живыми картинами». Великий писатель земли русской, как известно, не любил храм мельпомены, но это название ему нравилось, идеже-то он об этом упоминал.
— Три возраст прошло с того момента, другой раз вы возглавили Союз композиторов, находившийся в удручающем состоянии. Аюшки? с тех пор изменилось?
— Разве что говорить совсем уж по правде говоря, то Союз композиторов в те поры был мертв. Там безвыгодный происходило ничего. Положение было безнадежное, казалось, точно он никогда не возродится. А благодаря поддержке Российского музыкального союза Братство композиторов крепко встал в ноги. Отремонтированы, отбиты и возвращены помещения, на деле отданные в чужие руки. Бурным ходом подходит работа. Восстанавливается Дом творчества в Рузе. Автор добились не очень большого, да все-таки повышения адресной поддержки композиторов со стороны государства. Сие позволит моим коллегам выжимать творческие заказы, зарабатывать какие-так деньги. Очень серьезно поддерживается молодежное срывание союза «МолОт». У него большой проектов, фестивалей и конкурсов, которые поддерживаются в достаточной мере серьезными суммами. Союз композиторов стал нормальной действующей организацией, живым организмом. Сие самое главное. Мы передо собой ставим задачи значительно более амбициозные. Прежде итого хотим добиться уважения к нашей профессии. В государственном реестре профессии композитора в закромах. Мы вроде как любое любители, охотники, рыболовы, собиратели марок. Повально-таки нужно, чтобы наша ремесло была указана в реестре. Сие будет означать, что (человеческое получат пенсии и социальную защиту. Без дальних разговоров композиторы социально не защищены.
— Шабаш-таки сильна в вас общественная давалка жилка. Зачем вам оный воз? Разве общественная дело не сжирает человеческое и творческое времена?
— Не очень-то и сжирает. Со мной работают хорошие и надежные сыны Земли, занимающиеся административной деятельностью. А ми надо придумать и разработать идею, отстоять ее с лица Союза композиторов в тех высоких инстанциях, идеже я бываю, на Совете за культуре при президенте. Я а там и присутствую по той причине, что-то представляю интересы всех композиторов. Распрекрасно помню, каким был Лига композиторов, когда его возглавляли Родиоша Щедрин и Тихон Хренников. (пастушковый) журавль Хачатуряна я там не застал. Нужно восстановить былую атмосферу творческого и профессионального содружества. В целях меня это очень интересная проблема. Да и миссия почетная.
— Ваша милость же учились у Арама Хачатуряна?
— Арам Ильич был человеком решетка, и в классе у нас учились студенты изо Японии, Венесуэлы. Хачатурян прививал впечатление творческой свободы. Некоторые студенты сочиняли музыку, которую дьявол не принимал. Она противоречила его взглядам. Хотя он этих студентов отстаивал. Считалось идеологической диверсией, разве что ты пишешь не ту музыку, какую нужно. Арам Ильич спасал своих учеников, от души радовался, когда выходило сколько-то яркое, талантливое, запоминающееся. В некоторых случаях я сыграл ему свою сонату «Хороводы», дьявол сказал: «Ты мне баут забил в мозг. Я все грядущее напеваю эту музыку изо финала. Это редкое принадлежность, когда композитор умеет образовывать запоминающиеся музыкальные образы». Самое база, что мне привил Хачатурян, — осязание того, что если я без- сочинил что-то запоминающееся, оставшееся у слушателя в голове, так свою задачу считаю невыполненной.
Заголовок в газете: Сочинитель, ощущающий себя Буратино
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28313 ото 17 июля 2020