Итoги музыкального сезона в России: с лучшего дуэта после хитов

Бeтxoвeнскaя «Oдa к рaдoсти», испoлнeннaя тaким oбрaзoм нидeрлaндскими музыкaнтaми, oблeтeлa вeсь подлунная. Сдaвaться нe xoтeли. Нeкoтoрыe смeльчaки, кaк, нaпримeр, Дeнис Мaцуeв, игрaли сoльныe прoгрaммы в пустыx зaлax нa кaмeры, трaнслирующиe сии кoнцeрты нa ТВ и в Сeть. ТВ и Интeрнeт, взявшиe нa сeбя функции живoгo испoлнитeльствa, нe спaсaли. Нo зaтo сыгрaли свoю рoль: равно как никогда стало понятно, отчего при всей развитости и техническом совершенстве аудио- и видеозаписи ничто приставки не- может заменить живого музыканта и артиста. И в этом, очевидно, самый главный итог сего сезона. А пока ждали счастливого момента, нет-нет да и театры и концертные залы вдругорядь пустят зрителей и слушателей, наш брат вспоминали, чем же оный усеченный карантином сезон успел нас удивить, порадовать, смущать.

Дуэт сезона

Алексей Сладковский и Димуся Бертман, поставившие в «Геликон-опере» вердиевскую «Травиату». И порнограф, и дирижер продемонстрировали в этой постановке полное кариогамия творческих концепций и решений. Они воплотили сверху сцене оперу по во всем законам этого жанра, поставив изумительный главу угла партитуру, следовали следовать музыкой и раскрывали детали и нюансы поведения героев, исходя изо звучания и развития тем, лейтмотивов, интонаций и хотя (бы) чисто вокальных приемов. «У нас центр — музыка!» — таков манифест концертных исполнений. «У нас в старину всего — театр!» — это ранее повестка режиссерской авторской оперы, которая доминирует бери современной сцене. Но порой в спектакле, поставленном в режиссерском театре, коим является «Геликон», встречается так очевидный приоритет музыки, сие пример, достойный подражания.

Come back сезона

На гумне — ни снопа-нет, это не СOVID-19, ровно многие, возможно, подумали. Вирус на этом месте ни при чем, тут. Ant. там — сплошная психиатрия в лице хедлайнера психиатрической оперы режиссера Дмитрия Чернякова, поставившего в Большом театре свою версию «Садко» Римского-Корсакова. Эту постановку ждали. Следом скандальной оперы «Руслан и Людмила» ущемленный режиссер не появлялся в Москве. Зато во всю силу работал на Западе, «пропагандируя», равно как считают адепты режиссера, русскую музыку. И гляди долгожданный come back. Не хуже кого обычно, презрев первоначальный интрига оперы, Черняков придумал собственную историю, которая который раз-таки, как это ранее стало традицией, раскрывает одну с форм душевного расстройства главного героя. А заездом и других персонажей спектакля. Артисты получи и распишись сцене играют в гламурный квест. А сидящие в зале — тетуня, кто еще способен оперу много наслышаться о ком/чем, а не только смотреть, — удивляются, с каких же щей оркестр расходится с хором. Получается все это скучно, рискованно, но зато богато и дорогонько. Как говорил похоронных дел штейгер Безенчук у Ильфа и Петрова, уже «по первому разряду — с кистями и глазетом».

Панихида сезона

В октябре 2019 годы наш мир покинул Гия Канчели. Некто прожил большую жизнь, и его вечное упокоение естественна. Однако есть в его фигуре вещь, что заставляет сожалеть безлюдный (=малолюдный) только о нем, но и о какой-нибудь-то нереализованной возможности глобальный культуры, которая с каждой подобной потерей становится безвыездно более и более ускользающей. Трендец знают Канчели по его киномузыке. Некрологи начинались со слов: «Умер песенник фильма «Мимино»…» Сверху самом деле умер автор этих строк семи симфоний, выдающихся оркестровых сочинений, хоровых, вокальных, камерно-инструментальных. Великолепный мелодист. Композитор, писавшийся возьми студии ECM — уникальном лейбле, соединяющем хлесткий джаз и академическую музыку. Канчели был симфонистом, какой-никакой должен стоять в ряду великих классиков — таких во вкусе Мясковский, Прокофьев, Шостакович… Жаль, наш век безжалостно игнорирует таковой пласт музыкальной культуры, осужденный на исчезновение. За невостребованностью.

Удовольствие сезона

Спектакль «Похождение повесы» в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в постановке дирижера Тимура Зангиева и британского режиссера Саймона Макберни. Тогда было все настолько пластично и талантливо, начиная от прекрасной музыки Игоря Стравинского и позже — везде (артисты, игра оркестра, режиссура, декорации), почто спектакль этот, хоть и был сыгран в самом начале сезона, задолго. Ant. с сих пор рождает чувствование радости, как его заключительный «джазовый» аккорд — ля-мажорное секстаккорд с задержанием к приме.

Хит сезона

Их сам-друг — «Питер Пэн» в Областном ТЮЗе в постановке Алексея Франдетти и «ПраймТайм» в театре мюзикла Михаила Швыдкого в постановке Марины Швыдкой. Затейщик основан на родном музыкальном материале (творец музыки — советский композитор Игорюша Ефремов), но на знаменитом английском сюжете, другой, напротив, создан канадским композитором Максимом Лепажем, однако зато построен на отечественных реалиях — интригах телевизионного закулисья. Пара спектакля говорят о серьезных шагах в жанре русского мюзикла, каковой уверенно становится полноправным явлением в нашем музыкальном театре.

Авторы:

Москва
Капустник
Театр

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28330 ото 6 августа 2020

Заголовок в газете:
Остановите музыку!

Почему еще почитать

  • Политолог рассказал правду о льготной ипотеке


    24713

    Ёля Соколова

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.