В Москве показали странную выставку к 100-летию краеведения

Пoвoдoм исполнение) выстaвки пoслужилo 100-лeтиe сoбытия, случившeгoся в дeкaбрe 1921 гoдa. Тoгдa в Мoсквe сoстoялaсь Кoнфeрeнция нaучныx oбщeств пo изучeнию мeстнoгo крaя, зaкрeпившaя в музeйнoм лeксикoнe слoвo «крaeвeдeниe». Пoвoд и прaвдa нeплox – сaмoe врeмя свеять пыль с сoвeтскoгo крaeвeдчeскoгo музeя, гдe чучeлa нeсчaстныx зверей смешаны с промышленной иначе сельскохозяйственной значимостью своего края, области, города, деревни. Держи деле в экспозиции – повально тот же гоголь-моголь, всего более гротескный и закрученный в отмороженный лабиринт.








Завернув в решающий коридор – испытываешь удар. Как раз от чучела, однако не лисы, а кошки, которая смотрит для тебя страшным взглядом, как готовясь напасть. И не в чучело мышки, которая «пробегает» по сравнению, а как прямо на того, с кем встречается взглядом. Стойка подписан – «дача». Далее – ч(е)реда чучел под названиями «городок» (здесь голуби), «водовместилище» (утки), «(зеленая» (ежик с синичкой) и «матт» (оказывается в Москве никак не везде еще газоны, лопать у нас и луга – туточки «живут» хорьки и непохожие птички).








После этого в лабиринтах – все вариации нафталиновых краеведческих стендов с советскими подписями-лозунгами. Чисто тебе натуральная изба и гипсовый женская грудь женщины из племени славян-вятичей ХII века (восстановление начала 1950-х годов). И стихи: «В экспозиции музея должна красоваться ярко выявлена ведущая значимость русского народа в истории нашей страны» (с положения «О краеведческих музеях», 1949). Из-за углом уже мещанский сортир со столом, богато отделанным зеленым сукном, неведомо зачем и подписано – «низкий быт». Моргнул глазом – и плечо в плечо уже стоит первый «Москаль-400».








Завернул за жилище – а тут «типичная по жилища трудящегося», не выйдет просторная, стерильная и чистая, а даже не верится. В 1930-х безвыездно чаще жили семьями, покучней. Так подпись поясняет, что так аскетичное убранство создано после «канонам краеведческой пропаганды социализма». Благодаря чего тут даже радиоприемник проглатывать – «элемент нового быта».








В следующем закоулке – классическая археология (чисто без нее) – часть надгробной плиты ХVI века, мачете тоже же времени, небо и земля горшки, вазы и маленькая ажурная пуговица изо меди. И комментарий из журнала «Серпастый музей» за 1936 годик: «Наши музеи должны растить ненависть к прошлому – в (видах этого они должны живо показывать беспощадную эксплуатацию трудящихся в неодинаковые исторические этапы». А на этом весь постмодерн заканчивается. Начинается углубленное скорочтение. Нам предлагается прочитать пару десятков страниц советских текстов с классических трудов по советскому краеведению бери деревянных дощечках, торчащих с стен. А потом снова круто взять за угол, подивиться рисункам животных держи школьной доске размером со стену и поплатиться на детский вопрос: который главный зверь? Вариантов четверка – заяц, лиса, лунатик или хорек. Возьмете тяжелый или белый шарик и хорошего понемножку в колбу рядом с рисунками – голосуйте.








В эпицентре «выставки-деконструкции» – перебранка медведя с лосем, за которой наблюдают чучела других животных, в фолиант числе и той самой лисы, вставшей и дыбы с распушенным хвостом. Малограмотный упоротый лис, конечно, да точно отражает твое абстиненция после увиденного. Совершенно деконструктивное. Может статься бы окунулся в нафталиновое краеведение и отрывками вспомнил школьные уроки, только все как в кошмарном сне, запутанном и приправленном таксидермическими ужастиками.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.