Нaчинaeтся спeктaкль с кoнцa… жизни любимoгo учeникa Сулeржицкoгo — Eвгeния Вaxтaнгoвa, кoтoрый вoзврaщaeтся дoмoй в Дeнeжный пeрeулoк с пoслeднeй в свoeй жизни рeпeтиции пoслeднeгo свoeгo спeктaкля — «Принцeссa Турaндoт». Кoгдa пoд утрo всe рaзoшлись, Вaxтaнгoв, у кoтoрoгo тeмпeрaтурa былa пoд 40, oдин oстaлся в зaлe и кричaл oт бoли — oн умирaл. Oн знал, как будто дни его сочтены.
Нате сцену выносят игрушечную повозку с санями: капельный извозчик, пассажир тоже крохотулька — вот и вся украшение, причем на весь зрелище. Диалог извозчика с седоком чуточку позже прозвучит в исполнении артистов — (на)столь(ко), ни о чем и обо во всем… Голубая выгородка. Полдюжины артистов, одетых в голубые костюмы цани (люди при дворе китайского императора в сказке «Гений чистой красоты Турандот»). Ведь ли сон, то ли белиберда смертельно больного Вахтангова, так какой увлекательный… Актеры разыграют век Леопольда Сулержицкого, о котором знают аминь больше театральные люди, во (избежание остальных же это титул мало что говорящее. А посередке тем, если бы безвыгодный Леопольд Антонович, если бы безвыгодный Сулер…
На рубеже XIX и XX веков данный человек много что значил в жизни русского театрального искусства. Который же он такой? Публицист, художник, бродяга, моряк, америкоз (так называют его дальше его путешествия в Соединенные Штат). А еще он толстовец, богоборец и побратим всех известных писателей. Переписка с ними разложена получи и распишись шесть голосов. Сулержицкий — Чехову, Лопасня — Сулержицкому, Толстой о Сулержицком, и Нерадостный ему и о нем же.
По причине Сулержицкому Станиславский смог интенсифицировать и воплотить в жизнь свою знаменитую систему воспитания актера. И не иначе Сулержицкому русская культура обязана появлением блистательной плеяды актеров, режиссеров, середи которых его, Сулера, ученики — Евдений и Веденей Вахтангов, Михаил Чехов, Алюня Дикий, Борис Сушкевич, Алёка Попов, Серафима Бирман, Ивася Берсенев, Ричард Болеславский и кое-кто. Это он будет за работой недоедать и недосыпать с великим английским режиссером Гордоном Крэгом по-над «Гамлетом», и сия постановка их рассорит и внесет размолвку посередь Сулержицким и Станиславским — ругательный поведет себя более нежели странно. Всё это подтверждено документально, с этого сложена сценическая многолетие неординарного человека.
Самое интересное, ровно документальная основа послужила режиссеру Асе Князевой во (избежание сочинения веселенького театрализованного поступки. А его театральным стержнем стал ругательный спектакль Вахтангова «Инфанта Турандот». Ее изящные фрагменты, вроде игрушки ручной работы, меж биографическими вехами воплощают артисты. Их колено, разумеется, не застало легендарного спектакля театра (парадно было три версии — 1922 бадняк, 1963-й, 1991-й), который сохранялся в репертуаре накануне 2006-го. Тем приставки не- менее романтическая эстетика спектакля без меры точно передана молодыми, и, отчего немаловажно, с уважением к прошлому.
Все-таки, их пиетет перед традицией лишен ложного пафоса, в нем — запал, озорство и ирония, которые приставки не- скрывали у вахтанговцев радостного взаимоотношения к жизни даже в самые тяжелые период. И во все времена спасали мельпомена. Несколько эпизодов сделаны почти Юлию Борисову (вторая Турандот в истории спектакля), вслед которую выступает Елизавета Палкина, и по-под Василия Ланового (второй инфант Калаф) — за него Владя Логвинов. Напевность декламации правда снята ими с «оригиналов».
Однако, в спектакле нет фиксированных ролей — аминь артисты играют всех персонажей, меняясь ими получай бегу, как пиджаком: был Сулержицкий, образователь Первой студии, а теперь симпатия Крэг, возмущенный работой Сулера, каковой через минуту обернется Станиславским либо каким-нибудь императором изо «Турандот». Как раз, о ней: сын Качалова — Клеветать Шверубович — писал: «…с Сулеровых игр, из его празднеств… родилась поверх девять лет игра-радость «Принцесса Турандот» — гениальное создание Вахтангова. Во всяком случае, когда-когда мы смотрели этот замечательный спектакль, мы все видели Сулеровы зрелище, слушали, скопировав пение и Сулерову музыку». Ей-ей, он и музыку писал — Водан вальс, написанный для мхатовского спектакля, важно в спектакле. Как рассказал «МК» пишущий эти строки литературной композиции Елена Дунаева, ноты сии обнаружили в музее МХТ, и сие большая удача.
Высокая умелость актеров в сочетании с эмоциональностью придает неестественно-документальному рассказу очарование праздника — любое как по Вахтангову. Дар Бога Трамов, Владимир Логвинов, Артем Пархоменко, Алёня Петров, Евгения Ивашова, Лизавета Палкина. Они уже известны публике соответственно успешным премьерам прошлого и нынешнего сезонов: Трамов хорошо выступил в роли короля танго — Оскара Черта («Танго между строк»), Владя Логвинов блистательно сыграл Анатолия Курагина («Столкновение и мир»), у Артема Пархоменко двум заметные работы в «Ромуле Великом» и в «Войне и мире», у Евгении Ивашовой яркая труд(ы) в «Дурочке», а у Лизы Палкиной в «Мадемуазель Нитуш».
Явный спектакль, воплощенный слаженным ансамблем, однако… В финале прозвучат стихи самого Сулержицкого, которые нехило бы помнить всем артистам и предварительно всего тем, кто называет себя звездами, модными, культовыми и уже в это свято уверовали. «Сценическое оригами, — незадолго до смерти написал Сулержицкий, — единственное, с которого не остается никаких памятников, мало-: неграмотный может остаться, так на правах единственный его материал наворачивать биение (трепетание) живого сердца в данную подождите, аффективное чувство, рождающееся после этого же, при зрителе, волнующееся и волнующее злоба зрителя, заражение его с рук на руки, от сердца к сердцу. Умер обладатель этого сердца — трагик, умер носитель другого сердца, бывшего скопом с актером, — зритель, и хорошо, кроме слов: «Выдающийся (из ряда вон) был актер!» и мертвых фотографий — маловыгодный остается ничего…». А читает сии строки худрук Вахтанговского Римас Туминас.