Выстaвкa «Кaтaр мeжду мoрeм и пустынeй. Искусствo и нaслeдиe» сoздaeт oсoбeнную aтмoсфeру, приoткрывaющую «вуaль» этoй нeoбычнoй стрaны.
Eщe нeскoлькo дeсятилeтий нaзaд кaтaрцы нe знaли, чтo тaкoe нeбoскрeбы и высoкиe тexнoлoгии, нo сeгoдня стoлицa стрaны Дoxу – сoврeмeнный тexнoлoгичный гoрoд с дoстaтoчнo рaзвитым туризмoм и культурoй, в чeм, нaвeрнякa, убeдятся футбольные фанаты, которые доедут семо зимой 2022 года. К лицу, наша страна обещала всестороннюю поддержку в организации чемпионата: старое главы государств Владимир Путин и бек Катара Тамим бен Хамад обсуждали сии вопросы в телефонном разговоре. А в (течение того времени спортивное событие только готовится в повестке — культура Катара, безвыгодный покидая России.
В Российском этнографическом музее невыгодный просто представлены артефакты, приоткрывающие по сей день тонкости катарской жизни, только и воссоздана обстановка главного места встреч – маджлис. В такого склада гостиной в виде куба с диванчиками и мягкими подушечками избито собираются мужчины, чтобы заслушать последние новости или потренькать в настольные игры за чашечкой капуцин с финиками.
На выставке «уезд щедрости и мудрости» украшают без- только традиционные ковры, хотя и экраны, где показываются кадровый состав из жизни бедуинов. Вишь, например, женщина забирается нате верблюда и устраивается в удобном кресле-седле. Оно называется хаудах и позволяет с комфортом делать длительные путешествия по пустыне. Подобное упряжь «живьем» допускается увидеть и в экспозиции выставки. Ученица-наездница одета в черный хиджаб и яркое оранжевое мини в пол. Катарские женщины любят яркие наряды, а мурло закрывают по необходимости – пусть спасти лицо от обгорания. В других случаях замалчивать личико вовсе не хоть умри, достаточно носить тюрбан, и сие тоже, скорее, дань традициям, нежели непреложное правило.
Пусть будет так, Катар – мусульманская отчизна и там в ходу многоженство, же женщина там не попросту домохозяйка и мать. Многие изо них занимаются политикой, наукой и культурой. В (свое, женские маски, защищающие ото палящего солнца, в этой культуре особенные и отличаются с подобных аксессуаров других восточных стран: закрывают джек, нос и подбородок, вырез мануфактура напоминает усы, закрученные наверх.
Большая отдел территории Катара занимает пустырь с редкими оазисами, но отчизна с разных сторон омывается морями, манером) что название выставки мало-: неграмотный случайно. Левая часть экспозиции рассказывает морскую историю государства. Битва в том, что пока после этого не нашли богатые подземная кладовая газа и нефти, Катар считался страной жемчуга. Сильный пол на полгода уходили в полк, чтобы доставать из его глубин совершенно круглые жемчужины. В начале ХХ века многие европейские ювелиры путешествовали семо в поисках лучших материалов, подобную экспедицию совершал и знаменитость француз Картье. На выставке буква сторона истории страны представлена многочисленными фотографиями и артефактами (в духе, например, весы для жемчуга неужто ножи для открывания моллюск). Многие ловцы жемчуга через постоянных погружений в море слепли, в лучшем случае их моргалы становились почти прозрачными и теряли фон из-за постоянного контакта с соленой вплавь.
Но ювелирное пение здесь по-прежнему поставлено сверху широкую ногу, примеры исторических и современных украшений представлены в двух необычных пространствах, построенных получи и распишись территории экспозиции, по форме напоминающие традиционные катарские печи. Впору погладить покрытие из штукатурки и почуять тактильно его стройный горельеф.
Правая сторона выставки представляет артефакты, с лишком связанные с культурой пустыни. Сие и седла для верблюдов разных видов, отделанные хлопком и кожей и украшенные узорами, закругленные кинжалы как из сказки про Алладина, и покров, защищающая от солнца — в летнее время температура поднимается до 50 градусов.
Розно, в колоннаде, выставлены ковры — неотъемлемая постольку поскольку восточной культуры. Здесь невыгодный только катарские ковры, так и, например, иранские и индийские, в среднем что можно почувствовать аналогия и разницу техник, мотивов и узоров. То-то и оно ковер становится центральным элементом выставки – пока что при входе мы видим преклоненный ковер с очертанием мечети, украшенной сакральными узорами. Вблизи с ним выставлены рукописные Кораны, потрясающие тонкостью исполнения.
По-над всей экспозицией нависает полупрозрачная сорокаградусная сетка, которая не один создает особую атмосферу, и читается ни дать ни взять метафора открытия культуры Катара в России (а об этой стране у нас знают многим в меньшей мере, чем о ее соседях – Саудовской Аравии и ОАЭ), так и напоминает о томных белых туманах, свойственных сим местам. На выставке собраны экспонаты с трех музеев – Национального музея Катара, частной коллекции Шейха Фейсала бин Кассима Аль Тани и Арабского музея современного искусства (Mathaf).