Кaк сooбщили инфoрмaциoнныe aгeнтствa, у Г. Юxтинa мeдики диaгнoстирoвaли вирусную пнeвмoнию, сдeлaнный ПЦР-тeст нa кoрoнaвирус oкaзaлся пoлoжитeльным. Сeйчaс стaлo извeстнo, чтo нaрoдный aртист Рoссии пoчувствoвaл нeдoмoгaниe eщe 27 янвaря, бoлeзнь прoгрeссирoвaлa, и 7 фeврaля eгo пришлoсь пeрeвeзти в бoльницу.
Мeжду тeм, сoвсeм скoрo Гeннaдию Гaврилoвичу прeдстoит oтмeчaть свoй юбилeй. 30 мaртa eму испoлнится 90 лeт. В жизни зaмeчaтeльнoгo мaстeрa кинo были мoмeнты, — в тoм числe и нa съeмoчныx плoщaдкax, — кoгдa eгo явнo «брaли пoд oxрaну» кaкиe-тo высшиe силы. O нeкoтoрыx изо стoль удивительных эпизодов рассказал по своему произволу актер, а также директор съемочной группы одного изо фильмов с его участием.
Однако начнем все-таки с другого. Несмотря на то артиста Юхтина знают сейчас многие поколения отечественных зрителей, а до сих пор раз кто из них может неложно ответить на вопрос, (как) будто его зовут «по паспорту».
В титрах фильмов, в газетных публикациях, в телевизионных передачах сего человека называют Геннадием. А в самом деле он – Зазнайка. Вот именно так: с великоватый буквы, потому что сие имя, данное ему папой и мамой рядом рождении.
Родители будущего киноактера были убежденными сторонниками «строительства нового советского государства» и борьбы с «пережитками» прошлого. А благодаря этому они и детей своих решили наименовать не заурядными именами, взятыми с Святцев, а новыми, прогрессивными. В итоге дочка получила термин Идея, а сына записали в метрике Гением.
Обаче, как вспоминал сам Г. Юхтин, его с малолетства все на свете окружающие привыкли звать Генкой. Не кто иной под традиционным именем Генуха он и попал в титры кинокартин, в съемках которых стал впоследствии участвовать. Хотя, по признаниям актера, сто раз возникали проблемы с оформлением, а именно, финансовых документов. В дирекции очередного фильма малограмотный могли понять, почему в эпизодах снимается Благородный Юхтин, а в зарплатной ведомости записан Титан (мысли) Юхтин…
Гения-Геннадия (по прошествии времени будем его все а называть привычно – вторым изо этих имен) еще в начале кинокарьеры подстерегали серьезные опасности. До основ могло бы так статься, что творческий путь сего человека и даже сама житьё-бытьё оборвались, что называется, возьми взлете.
Первый из таких инцидентов случился в 1955 году в Ленинграде изумительный время съемок одной изо самых ранних картин с участием Юхтина – фильма «Дело Румянцева», принесшего молодому актеру всесоюзную ореол.
Много лет спустя о случившемся между тем рассказал сам Геннадий Гаврилович. После его словам, однажды они оказались в банкетном зале гостиницы, идеже жили участники съемок «Дела Румянцева», в сопровождении с актером Николаем Крючковым (Юхтин в фильме играл ролька шофера Евдокимова, а Крючков – ролька начальника автобазы). Николай Афанасьевич пользовался в ту пору огромной популярностью, и к нему по всем углам было повышенное внимание окружающих. Во и здесь, в гостиничном ресторане, к столику, вслед который посадили артистов, подсел одновременно какой-то подвыпивший посещатель и стал довольно бесцеремонно рассматривать «звезду экрана». В ответ держи вежливую просьбу Юхтина неважный (=маловажный) мешать уставшему Крючкову своим присутствием, данный товарищ ответил весьма нечутко. Кончилось тем, что Юхтин невыгодный сдержался и как следует вмазал нахалу. Попадали стулья, зазвенело разбитое лампочка…
В результате «хулигану» пришлось располагать дело с сотрудниками правоохранительных органов. Бери счастье молодого артиста, кинохр «Дело Румянцева», в котором бог не обидел места уделено «будням советской милиции», курировал сифилис – начальник городского управления органов МВД. Что-то около что инцидент был души исчерпан.
Однако ресторанная рукопашная имела еще одно, аж более серьезное для самого Юхтина следствие. Оказалось, что, «вразумляя» нахального поклонника Крючкова, дьявол порезал о какой-то осколочек руку. Уже к утру рубец, которая поначалу показалась актеру пустяковой, воспалилась, стиль сильно распухла
Юхтин попал в больницу. Немного спустя врачи поставили пугающий диагноз: возникло серьезное реинфекция, весьма вероятно придется употребить к ампутации, а если этого неважный (=маловажный) сделать вовремя, вероятен даже если летальный исход.
Впрочем закончилось аминь благополучно. Стараниями главного врача больницы Геннадия Гавриловича посчастливилось вылечить, не прибегая к радикальному хирургическому вмешательству, сделавшему бы его калекой и вечные) закрывшему путь на искусство кино.
Другое очень опасное «приключение» было у Юхтина в 1963 году получай съемках фильма «Жаворонок».
Основа сюжета этой киноленты – заслуга советского танкиста, который, попав в неволя, сумел вместе с еще несколькими товарищами в области несчастью вырваться из концлагеря. Про побега герои фильма воспользовались танком Т-34, захваченным гитлеровцами и приспособленным ими получи и распишись полигоне в качестве цели быть испытаниях нового орудия. Ролька одного из танкистов-беглецов равно как раз и сыграл Г. Юхтин.
Самовластно Геннадий Гаврилович в интервью рассказывал об этом эпизоде страшно лаконично:
«…Во время съемок фильма «Жаворонок» я чуть (было) не остался без лапти, – мне ее чуть мало-: неграмотный переехали танком. В самую последнюю одну минуту успел убрать из-около гусеницы…»
А вот кое-что вспоминал позднее директор картины Юрченя Джогоров.
По его словам, интересах съемок нашли настоящую «Тридцатьчетверку», весь исправную (этот раритет времен войны сохранил у себя в «хозяйстве» правитель танковой части, который когда-когда-то сам воевал с немцами для такой машине). В одном изо эпизодов, по замыслу авторов фильма, человек Юхтина Петр, которого преследуют гитлеровцы с собаками, в изнеможении падает для землю, а механик-водитель, оставшийся в танке, решается оградить его броней и втащить в «тридцатьчетверку» поверх нижний люк.
Таким образом, предстояла ювелирная эксплуатация: человек должен лечь сверху землю, а танк – наползти получи и распишись него, «пропустив» между гусеницами.
Юхтин затаив дыхание изучил размеры танка и вызвался сам по себе выполнить этот трюк. Объединение его прикидкам от внутренних краев гусениц по тела лежащего «Петра» приходится оставаться сантиметров по 15 с каждой стороны.
Вслед рычаги Т-34 сел наторелый сержант-сверхсрочник, наезд сколько-нибудь раз отрепетировали с использованием манекена, и не более чем убедившись, что на нем в помине (заводе) нет повреждений, приступили к съемкам.
Все на свете прошло «штатно». Директор картины ажно выписал Юхтину за образцовый им героический поступок премию. А еще вечером, когда обсуждали мероприятия на следующий съемочный октиди, Геннадий Гаврилович вдруг сказал, что же прежде, чем начнет мучиться в кадре, нужно починить ему осташи, у которого оторвалась подошва. Окружающие поинтересовались, вроде это артиста угораздило напакостничать реквизит. На что Юхтин флегматически ответил: сапог гусеницей задело в время съемки трюка с наездом пятистишие.
Оказывается, либо актер все на свете-таки немного не рассчитал эксцентриситет, либо водитель танка для несколько сантиметров сбился с правильной траектории движения. В итоге одна с гусениц едва не зацепила лежащего лещадь днищем танка Юхтина. Ногу спирт успел отдернуть, но джимы пострадал.
Бывали в кинематографической практике Геннадия Гавриловича и прочие эпизоды, явно опасные к здоровья.
Сам он в собеседование газете «Совершенно секретно» признавался: «…Однажды, получи и распишись съемках картины «Гроза по-над Белой» для большей достоверности постановщик с оператором решили мощность взрывов повысить, да пороховой заряд неважный (=маловажный) рассчитали. В результате взрывная взрыв сбила меня с ног! Я потерял разум, с контузией попал в больницу. Ладно, что оклемался… А самое обидное, чего этот кадр так и безграмотный вошел в фильм!»
Во перфект работы над знаменитым советским боевиком «Неуловимые мстители» Юхтин пережил (хоть) немного неприятных мгновений по вине своего коллеги, известного актера Ефима Копеляна. В «Неуловимых…» Генуша Гаврилович играл эпизодическую дело денщика Лютого – дяди Игната, а Копелян предстал в образе колоритного атамана Бурнаша.
Юхтин вспоминал: «…На сих съемках меня по ошибке «пристрелили» два раза. Помните, моего персонажа Игната убивают по (по грибы) то, что тот упустил пленного «мстителя» Даньку. Главарь Гнат Бурнаш, которого играл Евфимий Копелян, уже застрелил меня, я лежу совершенно под копытами его коня. И манию) (волшебного) жезла у меня над ухом раздается вторично один выстрел – Копелян по воле случая еще раз нажал получай спусковой крючок маузера. Ото неожиданности меня, «мертвого», тик-в-тик подбросило над землей, – сие видно даже в кадре».
Был в жизни актера как и опасный случай, не ограниченный собственно с процессом киносъемок. Да «Его величество Кино» целое-таки и здесь сыграло важную предназначение. Картина «Весна на Заречной улице», в которой снимался Юхтин, через много лет фактически уберегла с гибели.
Однажды актер угодил в Происшествие – идя по улице, был сбит легковым автомобилем. Комбайнер машины помог пострадавшему мужчине взлететь на ноги, предложил завезти в больницу. Юхтин отказался: в оный момент он чувствовал себя пожалуй бы нормально. Благополучно добравшись задолго. Ant. с квартиры, артист некоторое миг спустя все же почувствовал себя плохо. Пришлось воспламенить «скорую».
Оказывая помощь, люди в белых халатах не обнаружили у пациента серьезных травм. Все они не стали прятать от артиста, что ему куда повезло: если бы кровоизлияние машины оказался посильнее, последствия могли толкать(ся) куда более печальными. Во тогда Юхтин и вспомнил, отчего в момент столкновения нес в ремне через плечо сумку, в которой лежала круглая бикс с пленкой фильма «Весна получи Заречной улице». Именно в нее пришелся толчок «Волги», так что текущий «кругляш» смягчил удар автомобиля и тем самым, что, спас ему жизнь.